Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Цветковой Е.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28 января 2020 года, решение судьи Вадского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 20 августа 2020 года, вынесенные в отношении Цветковой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Вадского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 20 августа 2020 года, Цветкова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Цветкова Е.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Цветкова Е.В. с 23 октября 2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 79 400 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Нижегородская область, Вадский район, между природными комплексами "Святые ключи" и "Дубрава Зеленогорская" в 5 км. от с. Вад и с восточной стороны от автомобильной дороги "Вад - Свобода".
1 октября 2019 года на основании приказа администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 25 сентября 2019 года N 02-К проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Цветковой Е.В. требований земельного законодательства, по результатам которой выявлено нарушение названным лицом требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в невыполнении на указанном земельном участке обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что привело к зарастанию сорной растительностью (репейник, пижма, полынь, цикорий и др.).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Цветковой Е.В. правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы то, что Цветковой Е.В. 1 октября 2019 года было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства, срок исполнения которого на момент привлечения ее к административной ответственности не истек, не может повлечь отмену состоявшихся по делу актов. Данное обстоятельство не означает, что на момент проведения проверки Цветковой Е.В. не было допущено нарушение требований земельного законодательства, за совершение которого частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Указанное обстоятельство нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено в качестве основания для освобождения заявителя от административной ответственности.
Довод Цветковой Е.В. со ссылкой на заключение специалиста Пугачева Е.В. от 30 сентября 2020 года о том, что она нарушение требований земельного законодательства не допускала, опровергается собранными по делу доказательствами в их совокупности. Указанное заключение специалиста не может быть принято во внимание, поскольку в рамках данного исследования осмотр земельного участка был произведен 23 сентября 2020 года, то есть спустя значительное время после выявления совершенного Цветковой Е.В. административного правонарушения.
Поскольку в материалах дела достаточно доказательств, позволявших рассмотреть его по существу и принять законное решение, судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Цветковой Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие Цветковой Е.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Цветковой Е.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Цветковой Е.В. в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28 января 2020 года, решение судьи Вадского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2020 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 20 августа 2020 года, вынесенные в отношении Цветковой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Цветковой Е.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.