Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Орловское полесье" Пригоряну О.М. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 мая 2021 года N57-02-109/2021, решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 2 ноября 2021 года и решение судьи Орловского областного суда от 10 декабря 2021 года, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Орловское полесье" (далее также - ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 мая 2021 года N57-02-109/2021, оставленным без изменения решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 2 ноября 2021 года и решением судьи Орловского областного суда от 10 декабря 2021 года, ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 205 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель учреждения Пригоряну О.М. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках (часть 1). Воспроизводство лесов включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса (часть 2). Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, и лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3).
В соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (часть 1). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2).
Согласно статье 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1). Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6).
В силу пункта 3 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года N 626 (далее - Правила), уход за лесами осуществляется в соответствии с названными Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.
Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - органы государственной власти, органы местного самоуправления), статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 4 Правил).
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами (пункт 6 Правил).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения в период с 18 марта 2021 года по 14 апреля 2021 года плановой выездной проверки в отношении ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье", расположенного по адресу: Орловская область, Хотынецкий район, пос. Жудерский, установлено, что Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды 24 апреля 2017 года утвержден Лесохозяйственный регламент лесничества "Национальный парк "Орловское полесье" (далее - Лесохозяйственный регламент).
Лесохозяйственным регламентом установлены нормативы и параметры ухода за молодняками и иные мероприятия по уходу за лесами, не связанные с рубками ухода.
Согласно Лесохозяйственному регламенту (пункт 2.17.3 таблицы 16) ежегодный объем рубок ухода за лесами - прочистка составляет 34 куб.м. вырубаемого запаса на площади 1, 8 га; ежегодный уход за лесами путем проведения агролесомелиоративных мероприятий определен на площади 24, 7 га.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации разработан Проект освоения лесов (далее также - Проект). В общих положениях Проекта указано, что внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в соответствии с приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки". Проект имеет срок действия до 31 декабря 2026 года (в соответствии со сроком действия лесохозяйственного регламента).
Проект рассмотрен экспертной комиссией с вынесением положительного заключения государственной экспертизы, утвержденной 15 сентября 2017 года директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России.
Проектом на лесной участок, расположенный на землях лесничества "Национальный парк "Орловское полесье", предусмотрены проектируемые виды и ежегодные объемы ухода за лесами при воспроизводстве лесов, не связанных с заготовкой древесины.
В соответствии с Проектом ежегодный объем вида ухода - прочистка составляет 34 куб.м. вырубаемого запаса на площади 1, 8 га (сосна - площадь 1, 0 га, вырубаемый запас 18 куб.м.; ель - площадь 0, 8 га, вырубаемый запас 16 куб.м.), с установлением срока повторяемости 7 лет.
ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье" в 2020 году не планировались и не проводились мероприятия по уходу за лесами, не связанные с рубками ухода, проведение которых предусмотрено Проектом освоения лесов и Лесохозяйственным регламентом, чем нарушены приведенные требования статей 61, 64, 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье" правильно квалифицировано по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных недостатков в нем не имеется.
Довод жалобы о том, что должностное лицо, вынесшее постановление, заинтересовано в разрешении дела, своего подтверждения не нашел.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГБУ "Национальный парк "Орловское полесье" в пределах, предусмотренных санкцией статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 мая 2021 года N57-02-109/2021, решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 2 ноября 2021 года и решение судьи Орловского областного суда от 10 декабря 2021 года, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Орловское полесье" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Орловское полесье" Пригоряну О.М. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.