Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Упельник В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Упельник В.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Упельник В.В. обратилась в суд с названным административным иском, просила признать незаконными отказы от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16144, N 29-01-13/161110, N 29-01-13/16143 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков незаконными, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав.
Требования мотивированы тем, что она является ветераном Великой Отечественной войны и состоит на учете для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно, что подтверждается уведомлением от 8 июля 2020 года. Для реализации своего права ею подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий площадью 1 200, 1 199 и 1 098 кв. м на каждый.
Она обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков, однако в этом ей было отказано. Считает такие решения незаконными.
Так, из ответа от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16144 следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 1 200 кв. м на основании постановления администрации Зареченского района г. Тулы от 13 марта 1995 года N 329 принадлежит иному гражданину. Однако, при отсутствии возможности проверки достоверности такой информации, у нее имеются сомнения в ее обоснованности, а также правильной идентификации на местности.
Ответом от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/161110 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка площадью 1 199 кв. м пересекаются с границами земельного участка, в отношении которого министерством на основании ранее поданного заявления принято распоряжение от 16 сентября 2021 года N 2203 о предварительном согласовании данного земельного участка другому лицу. Она также лишена возможности проверить изложенную в данном ответе информацию.
В ответе от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16143 сообщено, что в отношении испрашиваемого земельного участка ранее другим лицом подавалось заявление о предоставлении в аренду земельного участка, министерством обеспечено опубликование извещения N 260321/26789025/02, после чего в министерство поступили заявления о намерении участвовать в аукционе иных граждан. Однако, ознакомившись с информацией, размещенной на сайте, ей стало известно, что 26 марта 2021 года министерством опубликовано извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:060403:137 площадью 1 098 кв.м. В отношении данного земельного участка, который был сформирован министерством по ранее поданному заявлению, уже проводился аукцион, однако никто приобретать в аренду данный земельный участок желания не изъявил, в связи с чем этот земельный участок и снят с кадастрового учета. Считает, что препятствий в предоставлении испрашиваемого земельного участка у министерства не имелось.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца заявлен отказ от требований о признании незаконным отказа от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/161110, в данной части отказ от административного иска принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 декабря 2021 года административный иск удовлетворен частично. Признан отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16143 незаконным, на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление представителя Упельник В.В. по доверенности Сергиенко Е.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1 098 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", южнее "адрес", для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке. В удовлетворении иных требований Упельник В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска о признании отказа от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16143 незаконным, возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление представителя Упельник В.В. по доверенности Сергиенко Е.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1 098 кв. м, отменено.
Постановлено по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных административных исковых требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 31 мая 2022 года через Пролетарский районный суд г. Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 июня 2022 года, Упельник В.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, полагает, что судом неверно применены нормы материального права. Указывает, что Упельник В.В. обратилась в министерство с соответствующим заявлением, представив для утверждения схему расположения земельного участка с кадастровым номером 71:30:060503:137, когда территория, на которой ранее располагался земельный участок, была свободной.
После ее обращения и до получения отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в министерство с подобным заявлением на испрашиваемую Упельник В.В. территорию никто не обращался.
Однако получив от Упельник В.В. заявление и до направления ей ответа на него, министерство по собственной инициативе издало распоряжение от 1 ноября 2021 года N 2566 "Об утверждении схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: "адрес", южнее земельного участка с кадастровым номером 71:30:060403:142". Полагает, что сам по себе факт издания названного распоряжения основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ее заявлению не является, такого основания нормы Земельного кодекса российской Федерации не содержат.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Кассационная жалоба не содержит доводов относительно судебного акта апелляционной инстанции в той части, в которой отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения административного ответчика от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16144, в связи с чем в указанной части обжалуемый судебный акт проверке в кассационном порядке не подлежит.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Упельник В.В. как ветеран Великой Отечественной войны состоит на учете для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Упельник В.В. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, в том числе с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно площадью 1 198 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", южнее "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений, изложенному в письме от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16143 Упельник В.В. отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона, в порядке, предусмотренном статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Упельник В.В. о признании отказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16143 незаконным и возложении на министерство обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1098 кв. м, для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке, суд первой инстанции исходил из того, Упельник В.В, обратившейся с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на аукционе, отказано в его предоставлении без проведения аукциона ввиду поступления заявления участвовать в аукционе от иного гражданина. Однако таких заявлений суду не представлено, в связи с чем, отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области N 29-01-13/16143 вынесен по непроверенным в полном объеме обстоятельствах.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое решение от 11 ноября 2021 года N 29-01-13/16143 принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с приказом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 19 мая 2020 года N 45, положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N 452, оснований для предоставления испрашиваемого земельного административному истцу бесплатно без проведения торгов у административного ответчика не имелось.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что испрашиваемый Упельник В.В. земельный участок площадью 1 198 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", южнее "адрес", и земельный участок площадью 1 098 кв.м с кадастровым номером 71:30:060403:137, имеющий местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 55 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: "адрес", является одним и тем же земельным участком, о котором возник спор.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Так, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что изначально земельный участок с кадастровым номером N сформирован на основании постановления администрации г. Тулы от 13 марта 2007 года N 870 "О формировании земельного участка N 134, расположенного в северо-восточной части пос. Горелки в Зареченском районе г. Тулы, для индивидуального жилищного строительства". Данным постановлением утвержден проект границ проектируемого земельного участка, а также постановлено обеспечить публикацию сообщения о наличии земельного участка, предлагаемого для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, данный земельный участок сформирован в 2007 году для продажи на торгах, проводимых в форме аукциона. Сведения о спорном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 августа 2007 года, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют.
15 июля 2021 года земельный участок с кадастровым номером 71:30:060403:137 снят с кадастрового учета в соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исходя из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Также судом установлено, что 2 марта 2021 года ФИО6 обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду для строительства индивидуального жилого дома на аукционе.
26 марта 2021 года Саватеевой М.Б. письмом N 2901-13/3875 сообщено о том, что министерством рассматривается вопрос о публикации извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей. О принятом решении она будет уведомлена дополнительно.
26 марта 2021 года на сайте torgi.ru министерством имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано сообщение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе. В сообщении указано о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду.
15 апреля 2021 года в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области поступило заявление от Титова А.М, в котором он просил включить его в участники аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N.
20 апреля 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области письмом N 2901-13/5282 Титову А.М. сообщено о том, что извещение о проведении аукциона будет размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, а также опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов или соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, по месту нахождения земельного участка.
В свою очередь, Саватеевой М.Б. письмом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 21 апреля 2021 года N 29-01-13/5357 сообщено о том, что в отношении испрашиваемого ею земельного участка поступило заявление о намерении участвовать в аукционе от иного гражданина, в связи с чем, предоставление земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, и будут проводиться мероприятия по получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, определения начальной цены предмета аукциона. ФИО6 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:060403:137 без проведения аукциона отказано.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 1 ноября 2021 года N 2566 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по ул. Светлая, южнее земельного участка с кадастровым номером N в г. Туле.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, принимая во внимание, что изначально испрашиваемый земельный участок был сформирован для продажи на торгах, проводимых в форме аукциона, после опубликования извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства поступило заявление иного гражданина о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок, министерством проводились мероприятия по реализации его именно на торгах, спорный земельный участок является предметом аукциона, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 198 кв. м, на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), так как предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона, в порядке, предусмотренном ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что снятие земельного участка с кадастрового учета само по себе не исключает возможности сформировать его заново и принять решение о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Иная оценка заявителем установленных обстоятельств и имеющихся по делу доказательств, а также иное толкование норм закона, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права судом апелляционной инстанции применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену апелляционного определения, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Упельник В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.