Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Власова А.В. на решение Советского районного суда г. Тулы от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Власова А.В. к администрации г. Тулы о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Власов А.В. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным запрет администрации г. Тулы (далее также - Администрация) на проведение публичного мероприятия в форме шествия 1 мая 2021 года с 13.00 часов до 14.00 часов; взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Требования мотивированы тем, что 20 апреля 2021 года им в администрацию г. Тулы подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия, местом проведения шествия определена набережная (на другом береги реки Упа по отношению к Казанской набережной), начало шествия у спуска с моста в начале велосипедной дорожки возле здания по ул. Пролетарской, д. 1Б/5, окончание шествия - смотровая площадка. Дата проведения публичного мероприятия - 1 мая 2021 года, время проведения - с 13.00 часов до 14.00 часов.
Письмом от 22 апреля 2021 года N 290-И/1 администрацией г. Тулы сообщено, что на основании Указа Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года N 41 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" в настоящее время запрещено проведение публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых в дистанционном режиме.
Полагал, что запрет на проведение публичного мероприятия незаконным, нарушающим его права, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 11, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года).
Кроме того, указал, что ни Указом Губернатора Тульской области, ни постановлением Правительства Тульской области ограничительные мероприятия (карантин) на территории Тульской области не вводились, в связи с чем недопустимо применение положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в отношении граждан; введенный Указом Губернатора Тульской области режим повышенной готовности распространяется исключительно на органы управления и сил государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 18 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Власовым А.В. 7 июня 2022 года, поступившей в Первый кассационный суд 16 июня 2022 года, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судебных инстанций, полагает, что судами неверно применены нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, считает необоснованным отказ суда в истребовании доказательств, указывает на незаконность и необоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 20 апреля 2021 года Власов А.В. обратился в администрацию г. Тулы с уведомлением о проведении публичного мероприятия "Ну, где же ручки, ну, где же ваши ручки, давай поднимем ручки и будем танцевать или встретимся в суде" в форме шествия 1 мая 2021 года, в период времени с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, место проведения публичного мероприятия - набережная (на другом береги реки Упа по отношению к Казанской набережной), начало шествия у спуска с моста в начале велосипедной дорожки возле здания по ул. Пролетарской, д. 1Б/5, окончание шествия - смотровая площадка. Цель публичного мероприятия - привлечь внимание к проблемам когнитивного диссонанса и гносеологической рефлексии индивидуума в стохастической социальной среде современного общества в рамках культурной жизни страны в период режима повышенной готовности. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия 19 человек. Во время пикетирования возможно использование плакатов, иных средств наглядной агитации, не запрещенных Федеральным законодательством Российской Федерации.
22 апреля 2021 года администрация г. Тулы, рассмотрев уведомление о проведении публичного мероприятия, направила Власову А.В. письмо N 290-И/1, в котором сообщила, что на основании Указа Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года N 41 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" в настоящее время запрещено проведение публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых в дистанционном режиме. Предложено провести данное мероприятие после снятия введенных Указом ограничительных мер.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение принято Администрацией в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия решение соблюден, права, свободы и законные интересы заявителя не нарушены.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Конституцией Российской Федерации гражданам гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее также - Федеральный закон N 54-ФЗ) регламентирован порядок реализации конституционного права, гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Согласно положениям названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7).
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ), а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции, обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Тульской области от 16 марта 2020 года N 112 "О введении режима повышенной готовности" с 18.00 часов 16 марта2020 года на территории Тульской области введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 1.1 Указа Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года N 41 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" (в редакциях от 9 апреля 2021 года), запрещено на территории Тульской области проведение публичных, развлекательных и досуговых мероприятий, в том числе в ночных клубах, барах, на дискотеках, в караоке-клубах, а также массовых деловых мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых в дистанционном режиме.
В целях настоящего Указа под массовым деловым мероприятием понимается организованное мероприятие с численностью одновременного участия более 20 человек. Действие указанных запретов не распространяется на массовые деловые мероприятия, проводимые исключительно с участием лиц, имеющих сертификат профилактических прививок, содержащий сведения о прохождении вакцинации против COVID-19. Действие указанных запретов не распространяется на мероприятия и виды деятельности, осуществление которых возобновлено подпунктами 4 и 7 пункта 5, пунктом 5.1 и пунктом 11 настоящего Указа.
Как следует из оспариваемого ответа Администрации на уведомление о проведении публичного мероприятия, он мотивирован невозможностью его проведения в заявленное время в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и обусловлен ограничительными мерами, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции. При этом в ответе содержится предложение о проведении публичного мероприятия после отмены ограничительных мер.
Такое решение административного ответчика не противоречит требованиям закона, прав и законных интересов Власова А.В. не нарушает, на что правильно указано судами нижестоящих инстанций, поскольку оспариваемое решение направлено на защиту населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории г. Тулы.
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования и при установленных судами обстоятельствах вопреки доводам кассационной жалобы в рассматриваемом случае имелись законные основания для ограничения права на проведение публичного мероприятия.
Выводы судебных инстанций подробно мотивированы в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, содержанию имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают сомнения в их законности и обоснованности.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о том, что при введении режима повышенной готовности дополнительные правила поведения могут устанавливаться исключительно для органов управления, а не для граждан, аналогичны доводам, изложенным Власовым А.В. при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, обоснованно были отклонены, поскольку такие доводы направлены на иное толкование норм закона, регулирующего возникшие правоотношения и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права.
Не может быть признано состоятельным и утверждение заявителя о нарушении судом принципа открытости и гласности судебного заседания ввиду отказа в удовлетворении ходатайства о видеосъемке и трансляции судебного заседания в сеть "Интернет", так как судебное разбирательство дела в суде осуществлялось в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования, заявленное ходатайство о видеосъемке судебного заседания и трансляции его в сеть "Интернет" рассмотрено в установленном законом порядке, отказ в его удовлетворении мотивирован и не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального закона.
Не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права и доводы Власова А.В. в жалобе о неправомерном отказе в удовлетворении заявленных им ходатайств об истребовании доказательств, поскольку все ходатайства разрешены судебными инстанциями в соответствии с требованиями статей 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.