Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яблочкиной Натальи Леонидовны на решение Московского областного суда от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Зайцева Владимира Михайловича и Яблочкиной Натальи Леонидовны к Совету депутатов городского округа Власиха Московской области, администрации городского округа Власиха Московской области, главе городского округа Власиха Московской области Потапчуку Герману Валерьевичу о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Власиха Московской области.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения административных истцов Зайцева В.М. и Яблочкиной Н.Л, поддержавших кассационную жалобу, представителя администрации городского округа Власиха Московской области Катаевой С.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Советом депутатов городского округа Власиха Московской области принято решение от 26 ноября 2018 года N 128/56 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собраний не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Власиха Московской области" (далее - Решение N 128/56), которое 26 ноября 2018 года размещено на официальном сайте городского округа Власиха Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и 28 ноября 2018 года опубликовано в общественно-политической газете городского округа Власиха Московской области "Вести Власихи" N 16.
Зайцев В.М. и Яблочкина Н.Л, являясь жителями городского округа Власиха Московской области, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия Решения N 128/56, указывая, что данное оспариваемое Решение содержит правовые нормы, нарушающие предельный размер платы за содержание жилого помещения, установленный распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 октября 2018 года N 249-РВ "О внесении изменения в распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 30 октября 2015 года N 255-РВ "Об утверждении стандартов по управлению Многоквартирными домами в Московской области" (далее - Распоряжение N 249-РВ) в части платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и крупногабаритным мусором с 1 января 2019 года; при принятии оспариваемого Решения отсутствовало финансово-экономическое обоснование; в пояснительной записке к проекту отсутствовал прогноз социально-экономических и иных последствий в связи с принятием Решения; ссылаясь на часть 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", указывали, что оспариваемое Решение фактически касается изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, что не может быть произведено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением Московского областного суда от 2 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 8 июня 2022 года через суд первой инстанции, Яблочкина Н.Л. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что тарифы по содержанию жилого помещения изменены произвольно с превышением полномочий, минуя мнение собственников помещений. Размер платы за обращение с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором произвольно завышен оспариваемым Решением с 1 января 2019 года в отсутствие правового акта, увеличивающего плату по сбору, транспортировке и утилизации отходов. Оставлены без внимания доводы административных истцов о том, что исключению подлежали реальные расходы управляющей организации на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2018 году по каждому многоквартирному дому.
Администрацией городского округа Власиха представлены возражения на кассационную жалобу, в которых она просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области 30 октября 2015 года издано распоряжение N 255-РВ "Об утверждении стандартов по управлению многоквартирными домами в Московской области" (далее - Распоряжение N 255-РВ), в том числе по предельному (максимальному) размеру платы за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома (рубль/кв. м общей площади жилого помещения в месяц) (приложение N 2), куда также включен сбор, транспортировка и утилизация (утилизация, обезвреживание и захоронение) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в размере 3, 18 рублей.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 октября 2018 года N 249-РВ в Распоряжение N 255-РВ внесены изменения, вступившие в силу 1 января 2018, приложение N 2 изложено в новой редакции, года, согласно которой предельный (максимальный) размер платы за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома (рубль/кв. м общей площади жилого помещения в месяц), включающий сбор, транспортировку и утилизацию (утилизацию, обезвреживание и захоронение) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, составляет 4, 79 рублей.
Таким образом, стоимость услуги по сбору, транспортировке и утилизации (утилизации, обезвреживанию и захоронению) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора Распоряжением N 255-РВ (в редакции Распоряжения N 249-РВ) увеличена с 1 января 2018 года на 1, 61 рубль.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", Распоряжением N 255-PB в редакции, действующей на дату принятия нормативного правового акта, Советом депутатов городского округа Власиха Московской области 26 ноября 2018 года принято решение N 128/56 " Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собраний не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Власиха Московской области".
Указанное Решение размещено на официальном сайте городского округа Власиха Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и 28 ноября 2018 года опубликовано в общественно-политической газете городского округа Власиха Московской области "Вести Власихи" N 16.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое Решение принято Советом депутатов городского округа Власиха Московской области в строгом соответствии с полномочиями и компетенцией представительного органа муниципального образования, требованиями, предъявляемыми к форме и виду, правилами введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами в силу следующего.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу требований части 1 статьи 153, части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой входит также плата за содержание жилого помещения.
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 213/пр в рамках полномочий, предоставленных органу государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы (далее - Методические рекомендации).
Таким образом, в случае отсутствия решения по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения, в том числе, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, орган местного самоуправления устанавливает размер платы за содержание жилого помещения с учетом методических рекомендаций.
Согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из правил оказания услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее - Минимальный перечень), без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (далее - среднее значение размеров платы) (пункт 3.3 Методических рекомендаций).
В силу части 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, в связи с переходом на систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с отходами осуществляется по договорам с региональными операторами, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. Изменение размера платы происходит с месяца, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом исключение данной платы из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого Решения пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" были предметом апелляционного рассмотрения и обоснованно отклонены.
В силу указанной нормы условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Так, пунктом 1 Решения N 128/56 утвержден "Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Власиха Московской области" (приложение N 1) и "Список многоквартирных жилых домов, с указанием установленного размера платы за содержание жилого помещения, в зависимости от уровня благоустройства" (приложение N 2).
При этом размер платы за содержание жилого помещения дифференцирован в зависимости от вида благоустройства жилого фонда исходя из среднего значения размеров платы в соответствии с Методическими рекомендациями.
Исходя из пункта 2 оспариваемого Решения законодатель муниципального образования отмечает, что: стоимость услуг по сбору, транспортировке и утилизации (утилизация, обезвреживание и захоронение) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с 1 января 2019 года увеличена на 1, 61 рубль/кв. м и исключена из платы за содержание жилого помещения в размере 4, 79 рублей/кв. м в связи с включением в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт 2.1); тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области утверждены постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" (подпункт 2.2.).
Анализ содержания оспариваемого Решения, в том числе в указанной части позволил суду правомерно прийти к выводу о том, что с 1 января 2019 года услуга по сбору, транспортировке и утилизации (утилизация, обезвреживание и захоронение) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, стоимость которой увеличена на 1, 61 рубль и составляет 4, 79 рублей, включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой, в связи с чем исключается из платы за содержание жилого помещения.
Доводы о том, что оспариваемое решение в нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации принято в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются несостоятельными, поскольку при исключении стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требуется принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, о чем прямо указано в части 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое Решение изменяет плату за содержание жилого помещения без учета распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 октября 2018 года N 249-РВ являются ошибочными, поскольку стоимость услуги по сбору, транспортировке и утилизации (утилизация, обезвреживание и захоронение) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора установлена иным нормативным правовым актом, который административными истцами в рамках данного делам не оспаривается, следовательно, и превышение полномочий законодательного органа при принятии указанного решения не установлено.
Поскольку реализация Решения N 128/56 не требует дополнительных материальных и иных затрат, непредоставление при принятии оспариваемого Решения финансово-экономического обоснования не является нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яблочкиной Натальи Леонидовны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.