Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2010 г. N Ф03-662/2010
по делу N А73-13413/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии: от заявителя: открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" - Гончарова О.Г., ведущий юрисконсульт, доверенность от 21.01.2010 N 7/45, от административного органа: Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края - Поляков В.Н., консультант отдела по правовой, кадровой работе, доверенность от 30.12.2009 N 01-31/8370 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на решение от 02.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А73-13413/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 2.5 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее -жилищная инспекция) от 22.07.2008 N 612/09-ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009, в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, обязанность обеспечить бесперебойную подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества возникает у исполнителя коммунальных услуг, каковым является ТСЖ "Льва Толстого, 15".
Жилищная инспекция в отзыве на жалобу, а также ее представитель в судебном заседании просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. ;
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.06.2008 Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на основании приказа начальника инспекции от 08.06.2009 N 470 и обращения товарищества собственников жилья "Льва Толстого, 15" !далее - ТСЖ) проведена внеплановая документальная проверка ОАО "ДГК" по вопросам соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), правил и норм обеспечения населения коммунальными услугами в доме, расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.Льва Толстого, 15.
В ходе проверки установлено, что 28.05.2009 в связи с непогашением ТСЖ имеющейся задолженности обществом произведено прекращение подачи тепловой энергии в указанном доме путем отключения и опломбирования задвижек.
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт от 28.05.2009 N 23-4953, протокол от 15.07.2009 N 3-207 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ и вынесено постановление от 22.07.2009 N 612/09-ю о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "ДГК" оспорило его в арбитражном суде, который, отказывая в удовлетворении заявления о признании его незаконным и отмене, исходил из правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
К коммунальным ресурсам относится, в частности, горячая вода, а к коммунальным услугам - деятельность исполнителя коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Судами обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что управление жилым домом 15 по улице Льва Толстого в городе Хабаровске осуществляет ТСЖ "Льва Толстого, 15", а общество осуществляет поставку ТСЖ тепловой энергии в соответствии с предварительным договором от 01.10.2008 N 933300.
Следовательно, ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг, а общество - ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 80 Правил приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг вправе исполнитель коммунальных услуг.
В силу пункта 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность приостановления или прекращения подачи коммунальных ресурсов во все жилые помещения многоквартирного дома, если созданное в нем ТСЖ имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг.
На основании исследования и оценки представленных доказательств суды обеих инстанций установили, что общество прекратило 28.05.2009 горячее водоснабжение в вышеуказанном доме в связи с наличием разногласий ТСЖ и ОАО "ДГК" по поводу начисления платы за отпуск тепловой энергии. При этом общество отключило подачу горячей воды в том числе, гражданам, которые своевременно оплачивали использованные топливно-энергетические ресурсы.
С учетом данных обстоятельств, а также положений вышеназванных правовых норм, суды пришли к правильному выводу об обоснованности привлечения общества к административной ответственности.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил, а также прав потребителей на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя на то, что обязанность обеспечить бесперебойную подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества возникает у исполнителя, рассмотрена и отклонена судами как опровергающаяся материалами дела. Правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Остальные доводы жалобы не влияют на правильность выводов судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А73-13413/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
...
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 80 Правил приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг вправе исполнитель коммунальных услуг.
В силу пункта 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2010 г. N Ф03-662/2010 по делу N А73-13413/2009
Текст Постановления предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании