Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кисегач" адвоката Русских Дмитрия Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного надзора Министерства экологии Челябинской области N74-2021/312 от 14 октября 2021 года, решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 июля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 25 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кисегач",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела федерального государственного надзора Министерства экологии Челябинской области N74-2021/312 от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 июля 2021 года и судьи Челябинского областного суда от 25 марта 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Кисегач" (далее - ООО "Санаторий Кисегач", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты защитник ООО "Санаторий Кисегач" просит их отменить и прекратить производство по делу.
16 июня 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется на основании Федерального закона от 24 июля 2009 года N209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте и охотничьих ресурсах).
В соответствии с положениями статьи 48 Закона об охоте и охотничьих ресурсах регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания (пункт 1).
Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 настоящего Федерального закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов (пункт 2).
Проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (пункт 4 в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
Как установлено при рассмотрении дела, ООО "Санаторий Кисегач" является охотпользователем, за которым на основании охотхозяйственного соглашения от "данные изъяты" года закреплено охотничье угодье "Каспаровское", расположенное на территории "данные изъяты" для проведения мероприятий по сохранению охотничьх ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
На основании приказа Министерства экологии по Челябинской области от 18 мая 2020 года N364 "О регулировании численности охотничьих ресурсов" поручено провести мероприятия по регулированию численности кабана в закрепленном охотничьем угодье "Каспаровское" (далее - ЗАО "Каспаровское") в количестве 12 особей в период с 18 июня по 31 декабря 2020 года.
В период с 18 мая по 31 декабря 2020 года ООО "Санаторий Кисегач" не осуществило мероприятия по регулированию численности кабана в ЗАО "Каспаровское" в количестве 12 особей, направленное на предотвращение возникновения и распространения болезней охотничьих животных (африканская чума свиней).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В настоящем случае всех возможных мер по регулированию численности охотничьих ресурсов Обществом в ЗАО "Каспаровское" не предпринято, при этом доказательств невозможности проведения соответствующих мероприятий в материалы дела не представлено.
В действиях ООО "Санаторий Кисегач" должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно установлен факт бездействия по осуществлению мероприятий для регулирования численности кабана в ЗАО "Каспаровское", что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Доводы настоящей жалобы аналогичны доводам, содержащимся в жалобах, поданных в районный и областной суды, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Санаторий Кисегач" в пределах санкции части 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Однако имеются основания для изменения вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N70-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что ООО "Санаторий Кисегач" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01 августа 2016 года (категория малое предприятие). Санкцией части 3 статьи 8.37 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф Обществу должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.37 КоАП РФ, то есть в размере от 25 000 рублей до 50 000 рублей.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы заявителя кассационным судом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, улучшающей правовое положение Общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем, постановление начальника отдела федерального государственного надзора Министерства экологии Челябинской области N74-2021/312 от 14 октября 2021 года, решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 июля 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 25 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении ООО "Санаторий Кисегач", подлежат изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника отдела федерального государственного надзора Министерства экологии Челябинской области N74-2021/312 от 14 октября 2021 года, решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 июля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 25 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кисегач" изменить, снизив административное наказание в виде административного штрафа до 25 000 рублей.
В остальной части постановление и судебные акты оставить без изменения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.