Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу начальника отдела проверок в сфере закупок управления контроля Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа "данные изъяты" на вступившее в законную силу решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" по закупкам контрактной службы ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская Центральная городская больница" Голобурдовой Александры Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника - начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа "данные изъяты" N 72ГЗ-2021 от 04 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 года, должностное лицо - специалист по закупкам контрактной службы ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская Центральная городская больница" Голобурдова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2022 года указанные постановление, решение отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении Голобурдовой А.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Голобурдова А.А, уведомленная о подаче жалобы, направила возражения на жалобу, в которой указала об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы должностного лица.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе контрольного мероприятия проведенного Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" установлены нарушения сроков оплаты по следующим контрактам:
- N 11314 КОУ от 16 декабря 2019 года на поставку пищевых продуктов для медицинской организации, который был заключен с ИП "данные изъяты" Дата, не позднее которой должна быть произведена выплата 12 августа 2020 года, фактически оплата произведена - 25 августа 2020, согласно платежному поручению N 11802;
- N 11174 КОУ от 18 декабря 2019 года на поставку пищевых продуктов для медицинской организации заключен с ИП "данные изъяты" Дата, не позднее которой должна быть произведена выплата 13 августа 2020 года. Фактически оплата произведена - 25 августа 2020 года, согласно платежному поручению N 11796;
- N 11199 КОУ от 17 декабря 2019 года на поставку пищевых продуктов для медицинской организации заключен с ООО "Барс". Дата, не позднее которой должна быть произведена выплата 06 августа 2020 года. Фактически оплата произведена - 25 августа 2020 года, согласно платежному поручению N 11797.
Из п. 5.4 указанных контрактов следует, что оплата поставленного товара производится заказчиком не более чем в течение пятнадцати дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного подпунктом 4.2.11 контракта, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации.
На основании приказа ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" N "данные изъяты" года Голобурдова А.А. назначена на должность специалиста по закупкам отдела государственных закупок.
Согласно п. 26 должностной инструкции специалиста по закупкам отдела государственных закупок ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", на данное должностное лицо возложена обязанность организации оплаты поставленного товара (выполненной работы, ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных ее этапов.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностным лицом административного органа специалиста по закупкам отдела государственных закупок ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" Голобурдовой А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, согласившись с выводами должностного лица, оставил постановление без изменения.
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа при проверке дела в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил, что осуществление оплаты по контрактам ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" производит отдельное самостоятельное юридическое лицо - ГАУ ЯНАО "Дирекция по финансированию и МТО" (далее - Дирекция), между ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" и Дирекция заключен договор об оказании услуг по бухгалтерско-экономическому обслуживанию финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 01 января 2020 года, согласно пункту 3.2.4 которого своевременную оплату по договорам ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" должна производить именно Дирекция, а не сотрудники отдела государственных закупок ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ"; согласно сообщению Дирекции от 23 июня 2021 года последнее признало несвоевременную оплату по договорам; принятие платежных документов на исполнение Дирекции подтверждено материалами дела, с учетом изложенного пришел к выводу об отсутствии в действиях Голобурдовой А.А. состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем отменил вышеуказанные акты и производство по делу прекратил.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Принимая во внимание обстоятельства дела, с учетом положений статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеются основания полагать, что судьей суда округа не дана должная оценка имеющимся в деле доказательствам, принято преждевременное решение об отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда, и прекращении производства по делу.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В отношении заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб, частью 1 статьи 38 Закона N 44-ФЗ предусмотрено создание контрактной службы.
Приказом ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 25 декабря 2013 года создана контрактная служба в ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ".
На основании приказа ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" N "данные изъяты" года Голобурдова А.А. назначена на должность специалиста по закупкам отдела государственных закупок.
В соответствии с условиями вышеуказанных контрактов оплата производится заказчиком ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", обязательства заказчика по оплате товара считаются исполненными со дня списания денежных средств со счета заказчика (пункты 5.4 и 5.6 контрактов).
Согласно п. 26 должностной инструкции "данные изъяты" по закупкам отдела государственных закупок ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", на данное должностное лицо возложена обязанность организации оплаты поставленного товара (выполненной работы, ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных ее этапов.
Пунктом 29 должностной инструкции на указанное лицо возложена обязанность по проверке соблюдения условий контракта, в том числе, при проведении такой проверки получать информацию о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика и исполнителя), в том числе, о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Пунктом 3.1.6 договора об оказании услуг по бухгалтерско-экономическому обслуживанию финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" от 01 января 2020 года, заключенного между ГАУ ЯНАО "Дирекция по финансированию и МТО" и ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" и Дирекция, возложена обязанность на ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" контролировать правильное и экономное расходование средств в соответствии с целевым назначением по утвержденному ПФХД, а пунктом 4.1.7 предусмотрено право ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" требовать своевременного и полного исполнения обязательств исполнителя по данному договору.
Однако, какие-либо доказательства наличия взаимодействия специалиста по закупкам отдела государственных закупок Голобурдовой А.А. с ГАУ ЯНАО "Дирекция по финансированию и МТО" с целью контроля и проверки соблюдения условий контракта в части своевременной оплаты поставленного товара, в материалах дела не имеется.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенные выше обстоятельства и положения правовых норм судья суда округа не учтены, не приняты меры по выяснению указанных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вывод судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи городского суда, прекращения производства по делу сделан без учета положений названных норм и требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
Такое разрешение жалобы, поданной в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей суда округа было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать решение судьи автономного округа законным, в связи с чем названный судебный акт подлежит отмене.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу положений указанной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
В тоже время, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 16 июля 2015 года N1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом также подлежат отмене постановление должностного лица и решение судьи городского суда, отмененные решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное могло бы повлечь ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника - начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа "данные изъяты" N 72ГЗ-2021 от 04 августа 2021 года, решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2022 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.