Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела контроля и надзора N1 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N3 Ревдинского судебного района Свердловской области от 10 декабря 2021 года, решение судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 26 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Петровские дачи 2011",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N3 Ревдинского судебного района Свердловской области от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 26 января 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Петровские дачи 2011" (далее - ООО "Петровские дачи", юридическое лицо, Общество) освобождено от административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты должностное лицо, направившее протокол об административном правонарушении в суд, просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
21 июня 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
ООО "Петровские дачи 2011", извещенное о подаче жалобы, в установленный срок возражений не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 07 июля 2021 года должностным лицом территориального отдела контроля и надзора N1 Департамента государственного жилищного строительного надзора Свердловской области Обществу выдано предписание N20-22-41-190, по которому в срок до 15 сентября 2021 года Общество обязано выполнить работы по восстановлению наружных межпанельных стыков (швов) по периметру квартир N1, 5, 9, 12, 15, 16, 19, 20, 26, 30 многоквартирного дома N5 по улице Солнечная в городе Ревда.
В установленный срок до 15 сентября 2021 года Общество предписание от 07 июля 2021 года не исполнило.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья, установив, что по состоянию на 01 октября 2021 года на счете многоквартирного дома N5 по улице Солнечная в городе Ревда Свердловской области накоплены денежные средства в размере 10 137, 72 рублей, стоимость выполнения работ по предписанию от 07 июля 2021 года по состоянию на 02 июня 2021 года составляет 90 000 рублей, на 01 ноября 2021 года - 120 000 рублей, пришел к выводу о том, что ООО "Петровские дачи 2011" в силу объективных причин не имело фактической возможности исполнить предписание в установленный срок ввиду финансовых затрат, направляло ходатайство о продлении срока исполнения предписания, прекратил производство по делу в связи с отсутствие состава правонарушения в действиях юридического лица.
Судья городского согласился с выводами мирового судьи и оставил постановление без изменения.
Вместе с тем, судьями не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (п. 1); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2); управление управляющей организацией (п. 3).
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания имущества многоквартирного дома, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 июня 2006 года (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается также собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В поданной жалобе должностное лицо просит об отмене судебных актов, указывая, что отсутствие финансовых средств для выполнения работ, обозначенных в предписании от 07 июля 2021 года, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения.
Мировой судья и судья городского суда, приходя к выводу об отсутствии состава вмененного правонарушения в деянии ООО "Петровские дачи 2011", не учли, что на момент проверки и вынесения предписания Департамент действовал в соответствии с возложенным на него полномочиями при наличии данных о нарушении Обществом требований действующего законодательства в части содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем ООО "Петровские дачи 2011" должно было действовать в соответствии с возложенными на него обязанностями, предусмотренными договором на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, заключенным между собственниками многоквартирного дома и ООО "Петровские дачи 2011". Предписание в законном порядке оспорено не было. Само по себе отсутствие финансовых средств в необходимом размере для исполнения предписания, наличие задолженности собственников перед Обществом не свидетельствуют о неисполнимости предписания. Обстоятельства, указанные судьями нижестоящих судов, не предусмотрены действующим законодательством в качестве оснований для освобождения от исполнения законного предписания уполномоченного органа. Отсутствие финансовой возможности исполнить требования предписания, недостаточность денежных средств не являются основанием для освобождения от выполнения обязанности, установленной законодательством.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N3 Ревдинского судебного района Свердловской области от 10 декабря 2021 года, решение судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 26 января 2022 года, не могут быть признаны законным и подлежит отмене.
При этом возможность устранения допущенного мировым судьей и судьей городского суда нарушений процессуальных требований путем возвращения дела на новое рассмотрение исключена, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "Петровские дачи 2011" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N3 Ревдинского судебного района Свердловской области от 10 декабря 2021 года, решение судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 26 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Петровские дачи 2011", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья Седьмого кассационного
Суда общей юрисдикции М.В.Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.