Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Абдрахмановой Э.Г, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Арамильского городского округа на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 13 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-2375/2021 по административному иску Корелина Олега Станиславовича и Серафимович Евгении Станиславовны, Ягольникова Алексея Михайловича и Ягольниковой Светланы Валерьевны к администрации Арамильского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Корелин О.С, Серафимович Е.С, Ягольников А.М, Ягольникова С.В. обратились в суд с административным иском к администрации Арамильского городского округа о признании незаконным бездействия в необеспечении земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой, возложении обязанности в течение 12 месяцев обеспечить земельные участки указанной инфраструктурой.
В обоснование требований указано, что административные истцы Корелин О.С, Серафимович Е.С. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", административные истцы Ягольников А.М. и Ягольникова С.В. являются собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", которые им были предоставлены в рамках реализации программы обеспечения бесплатными земельными участками многодетных семей Свердловской области. Земельные участки не обеспечены автодорогой, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, газоснабжением. Указанное бездействие административного ответчика и неисполнение им возложенной на него обязанности влечет нарушение прав административных истцов, возлагает на них необоснованные затраты по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 13 октября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Арамильского городского округа, выразившееся в необеспечении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", инфраструктурой (электро-снабжением, автомобильной дорогой местного значения); на администрацию Арамильского городского округа возложена обязанность в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение прав истцов путем организации обеспечения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" инфраструктурой (электро-снабжением, автомобильной дорогой местного значения). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2022 года решение Сысертского районного суда Свердловской области от 13 октября 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Арамильского городского округа, выразившегося в необеспечении земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой (газоснабжение, водоснабжение и водоотведение), принято в указанной части новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации Арамильского городского круга, выразившееся в необеспечении земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", и кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", инфраструктурой (газоснабжение, водоснабжение и водоотведение). На административного ответчика возложена обязанность в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения прав административных истцов путем организации обеспечения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" инфраструктурой (газоснабжение, водоснабжение и водоотведение). В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 24 мая 2022 года, представитель административного ответчика администрации Арамильского городского округа просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2022 года, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, допущенное судом апелляционной инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административных истцов - адвокат "данные изъяты" просит в удовлетворении доводов кассационной жалобы отказать, оставить без изменения апелляционное определение.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В то же время, как следует из разъяснений абзаца второго пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Свердловского областного суда от 01 февраля 2022 года решение Сысертского районного суда Свердловской области от 13 октября 2021 года оставлено без изменения в той части, в которой требования административных истцов удовлетворены, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра решения суда первой инстанции (в неотмененной части) и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании пункта 2 части 1 статьи 26 Закона от 07 июля 2004 года N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в частях второй - четвертой настоящего пункта. Вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, из числа лиц, указанных в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области, имеющим на день подачи заявления, указанного в части первой пункта 3 статьи 25 настоящего Закона Свердловской области, трех и более детей, постоянно проживающих совместно с этими гражданами.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (в данном случае - статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статья 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Судами установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются многодетными семьями, которым на основании постановлений главы Арамильского городского округа от 30 сентября 2019 года N 963 и от 15 января 2020 года N 8 были предоставлены земельные участки: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенным по адресу: "данные изъяты", и кадастровым номером "данные изъяты", расположенным по адресу: "данные изъяты"
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрированы за административными истцами Корелиным О.С, Серафимович Е.С. и Ягольниковым А.М, Ягольниковой С.В. 09 октября 2019 года и 23 января 2020 года соответственно. Земельные участки инфраструктурой не обеспечены.
Разрешая требования административных истцов и удовлетворяя исковое заявление в части обеспечения дорожной инфраструктурой и электроснабжением, суд первой инстанции исходил из доказанности представления спорных земельных участков без обеспечения необходимой инфраструктурой. При этом суд первой инстанции указал, что отсутствие газопровода, водоснабжения и водоотведения к земельным участкам не препятствуют для их целевого использования.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части бездействия административного ответчика по необеспечению земельных участков водо-, газоснабжением, водоотведением. Указала, что действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Отсутствие водо- и газоснабжения, водоотведения создает административным истцам препятствия для целевого использования земельных участков, возлагает на них дополнительное бремя расходов, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Удовлетворяя административные исковые требования в полном объеме, суд апелляционной инстанции исходил из того, что администрацией Арамильского городского округа не предприняты надлежащие меры по обеспечению необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой спорных земельных участков, в то время как доказательства отсутствия незаконного бездействия административным ответчиком не представлены.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об удовлетворении требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что муниципальным образованием утверждены перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам на территории Арамильского городского округа Свердловской области, в частности в г. Арамиль в микрорайоне "Теплое поле" для предоставления в собственность гражданам бесплатно сформировано 379 земельных участков для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, из них 321 земельный участок, в числе которых земельные участки административных истцов, предоставлены в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени органом местного самоуправления не разработан полный комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры. В решении судами указано, что на сформированных земельных участках, в том числе и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности многодетным семьям административных истцов, отсутствуют электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и подъездные пути. Данное обстоятельство административными ответчиками не оспаривалось. Земельные участки истцов были предоставлены в общую совместную собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям Корелина О.С. и Серафимович Е.С. - 30 сентября 2019 года, Ягольникова А.М. и Ягольниковой С.В. - 15 января 2020 года.
Таким образом, с момента предоставления указанным семьям названных земельных участков до момента обращения истцов в суд 27 июля 2021 года прошло длительное время.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией Арамильского городского округа должных мер для обеспечения данных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Доводы административного ответчика о возможности собственникам земельных участков воспользоваться программой социальной газификацией со ссылкой на поручение Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 года N ПР-907 не могут быть приняты во внимание, поскольку организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"). В связи с чем, наличие права у административных истцов стать участником программы социальной газификации не может являться основание для освобождения органа местного самоуправления от обязанности по обеспечению в границах поселения, в том числе и газоснабжением.
Кроме того, следует учесть добровольное согласие уполномоченных органов Арамильского городского округа на принятие в собственность муниципального образования земельного участка для целей последующей передачи из его состава земельных участков в собственность гражданам бесплатно, которое подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением пригодности данного земельного участка для тех целей, ради которых происходила его передача в собственность муниципального образования.
Остальные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции (в неотмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Арамильского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.