Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Бурматовой Г.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-1553/2021 по иску Чайковского городского прокурора в интересах Черноусенко Валентина Андреевича, Черноусенко Нины Григорьевны, Черноусенко Андрея Валентиновича, Кашаповой Анастасии Андреевны, Черноусенко Екатерины Андреевны к администрации Чайковского городского округа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет, как лицо, приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора Потапченко А.Е, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чайковский городской прокурор обратился с иском в интересах Черноусенко В.А, Черноусенко Н.Г, Кашаповой А.А, Черноусенко Е.А. к администрации Чайковского городского округа о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить Черноусенко В.А. на учет как лицо, приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В обоснование иска указано на то, что Черноусенко В.А. имеет статус "несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мет принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны". Черноусенко В.А. обеспечен жилым помещение менее учетной нормы. До настоящего времени решения о признании Черноусенко В.А. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий не принято, Черноусенко В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лицо, приравненное по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, не принят.
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года вышеуказанное решение изменено, иск удовлетворен частично.
На администрацию Чайковского городского округа возложена обязанность поставить Черноусенко В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах", в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Министерством социального развития Пермского края ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных.
Министерство строительства Пермского края поддерживает доводы кассационной жалобы.
Чайковская городская прокуратура в возражениях на кассационную жалобу просит оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Чайковского городского округа разрешение данного спора оставило на усмотрение суда.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
Министерство строительства Пермского края, администрация Чайковского городского округа просят рассмотреть дело в отсутствие представителей.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела было установлено, 14 апреля 2021 года Черноусенко В.А. обратился к Главе администрации Чайковского городского округа с обращением, в котором просит предоставить ему меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как лицу, имеющему статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, которое осталось без удовлетворения по тем основаниям, что несовершеннолетние узники не включены в число лиц, на которых распространяются меры поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Решение жилищного вопроса возможно путем признания лица малоимущим.
4 июня 2021 года Черноусенко В.А. обратился к Главе администрации Чайковского городского округа с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, которое также оставлено без удовлетворения со ссылкой на необходимость признания гражданина малоимущим.
Черноусенко В.А. зарегистрирован и прожвает совместно с Черноусенко Е.А, Черноусенко А.В, Черноусенко И.М, Кашапова А.А, Черноусенко Н.Г. в жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты". Иные жилые помещения, недвижимое имущество на праве собственности у него отсутствуют.
Черноусенко В.А. получает ежемесячную денежную выплату с 1 апреля 2014 года бессрочно по категории бывшие несовершеннолетние узники, признанные инвалидами вследствие общего заболевания.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Черноусенко В.А. имеет право быть постановленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения предусматривает право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет.
Суд первой инстанции принял во внимание, что Черноусенко В.А. жилья на праве собственности, по договору социального найма не имеет, проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его сыну и с учетом всех лиц, проживающих в указанном жилом помещении, обеспечен жилым помещением менее учетной нормы, в связи с чем, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции признал законными и обоснованными выводы суда первой инстанции в части наличия права у истца быть поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, без признания малоимущим.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что обеспечение жильем необходимо произвести за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года, и исходил из того, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, судебная коллегия суда апелляционной инстанции посчитала, что из мотивировочной и резолютивной части решения суда первой инстанции подлежит исключению вывод о праве указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единоплеменной денежной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции в той части, в которой с ними согласился суд апелляционной инстанции, а также суда апелляционной инстанции, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое апелляционное определение содержит противоречивые выводы, являются несостоятельными.
При постановлении апелляционного определения от 14 марта 2022 года судебная коллегия руководствовалась Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", согласно которым форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности, путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом п. 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Отсутствие на законодательном уровне четкой регламентации механизма предоставления жилого помещения указанной категории лиц, не может умалять право истца быть поставленным на жилищный учет.
Как правильно указано судами, предметом рассмотрения настоящего спора форма обеспечения жильем истца не является.
Ссылка суда апелляционной инстанции на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 вышеназванным выводам не противоречит, поскольку положения его к спорным правоотношениям не применены.
Более того, указано, что приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Кроме того, на данную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не распространяется, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом Президента Российской Федерации.
Доводы дополнительной кассационной жалобы о том, что Министерством социального развития Пермского края отказано администрации Чайковского городского округа Пермского края в получении Черноусенко В.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем, не могут являться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку выводов суда не опровергают.
Приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2021 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.