Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1236/2021 по иску Прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах Дроздовой Татьяны Викторовны, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения незаконным, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитину Н.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Лабытнанги, действуя в интересах Дроздовой Т.В, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа) с учетом уточнений о признании решения об отказе в установлении пенсии по старости от 13 июля 2021 N 7764/06 незаконным, назначении пенсии по старости на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 21 июня 2021 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 21 июня 2021 года Дроздова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, предоставив сведения о проживании в период с 1986 года по 1999 год в зоне радиоактивного загрязнения. Решением ответчика от 13 июля 2021 N 7764/06 ей отказано в удовлетворении заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у неё документов, дающих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Полагает данный отказ незаконным, нарушающим права истца.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа произведена замена УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу).
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года иск прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах Дроздовой Т.В, удовлетворен. Решение УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года N 59717\21 об отказе в установлении пенсии Дроздовой Т.В. признано незаконным. На ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность назначить Дроздовой Т.В. пенсию по старости на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 21 июня 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года отменено и принято новое решение. Иск прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах Дроздовой Т.В, удовлетворен частично. На ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность назначить Дроздовой Т.В. пенсию по старости на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 05 октября 2021 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
Дроздова Т.В, представители ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу и Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав прокурора, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Дроздова Т.В. проживала и была зарегистрирована по адресам: "данные изъяты" 21 октября 1975 года по 01 сентября 1992 года, с 04 августа 1993 года по 13 января 1995 года и с 21 февраля 1995 года по 12 марта 1995 года; в "данные изъяты" - в период с 22 марта 1995 года. Сведения о снятии с регистрационного учета отсутствуют.
Согласно сведениям из трудовой книжки с 01 сентября 1992 года по 17 июня 1993 года Дроздова обучалась в ПТУ-123 г. Могилева Республики Беларусь.
04 марта 1995 года истец в Быховском отделе ЗАГС Могилевской области Республики Беларусь заключила брак с "данные изъяты"
26 сентября 1996 года у Дроздовой Т.В. родилась дочь "данные изъяты", запись акта о рождении которой зарегистрирована Быховским районным отделом ЗАГС Могилевской области 02 октября 1996 года.
Из медицинской карты дочери "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, следует, что малолетняя проходила патронаж, ей ставили профилактические прививки, являлась на прием к участковой медицинской сестре на осмотр в первые два года жизни по месту жительства в "данные изъяты" (последняя запись от 02 октября 1998 года).
Согласно справке ОМВД России по г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2021 года N 76/12-25 Дроздова Т.В, как иностранный гражданин, имела вид на жительство на территории Российской Федерации с 02 ноября 2012 года по 27 ноября 2020 года, а как гражданка Российской Федерации зарегистрирована с 28 ноября 2020 года.
Из трудовой книжки истца и справки архивного отдела (муниципального архива) администрации г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2021 года N Д-3 следует, что Дроздова Т.В. работала в акционерном обществе открытого типа "Полярно-Уральское горно - геологическое предприятие" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 26 октября 1999 года по 05 декабря 2015 года и с 07 декабря 2015 года по 18 августа 2016 года. С 30 сентября 2016 года работает в Государственном бюджетном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании г. Лабытнанги".
26 декабря 2016 года Баховским райисполкомом Моглиевской области Республики Беларусь Дроздовой Т.В. выдано удостоверение N1283608 пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, действие которого ограничено периодом проживания в г. Бахове Моглиевской области Республики Беларусь.
21 июня 2021 года Дроздова Т.В, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста на основании положений Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года N59717/21 Дроздовой Т.В. отказано в назначении пенсии. При этом пенсионным органом установлено, что возраст заявителя составляет 45 лет, страховой стаж истца составляет 20 лет 11 месяцев 01 день, из которого стаж работы в районах Крайнего Севера - 15 лет 08 месяцев 24 дня.
В установлении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста Дроздовой Т.В. отказано в связи с отсутствием правоустанавливающего документа (удостоверения), необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что Дроздова Т.В. не относится к гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем не обязана предоставлять ответчику специальное удостоверение единого образца; на момент аварии на Чернобыльской АЭС истец проживала в зоне, где плотность загрязнения почвы цезием - 137 составляет от 5 до 10 Ки/кв.км, а с февраля 1996 года данная зона отнесена с плотностью загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв.км, что по законодательству Республики Беларусь отнесено к зоне с льготным социально-экономическим статусом, как и по законодательству Российской Федерации, в связи с чем признал документы, выданные Дроздовой Т.В. уполномоченными органами Республики Беларуси, подтверждающими факт проживания истца в период с 1986 года по 1999 на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем пришел к выводу о признании незаконным решения УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года N59717/21.
Признав незаконным решение пенсионного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истец достигла возраста 45 лет (с учетом уменьшения ее возраста на 5 лет), имеет страховой стаж 20 лет 11 месяцев 01 день, из которых стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет 08 месяцев 24 дня, является матерью троих детей, то на ответчика возлагается обязанность назначить Дроздовой Т.В. пенсию по старости на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 21 июня 2021 года.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", сопоставив зоны проживания Дроздовой Т.В. в зоне действия последствий аварии на Чернобыльской АЭС, пришел к выводу о том, что истец проживала в зоне с правом на отселение 06 лет 04 месяца 05 дней, а в зоне проживания с периодическим радиационным контролем (с льготным социально-экономическим статусом) - 02 года 07 месяцев 14 дней, в связи с чем признал за истцом право на назначение пенсии со снижением возраста с учетом периода проживания на территории г. Быхов Республики Беларусь, отнесенной к территории, подвергшейся заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а именно: к зоне проживания с правом на отселение по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с правом на отселения на территории Российской Федерации; к зоне проживания с периодическим радиационным контролем по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Установив факт постоянного проживания истца в г. Быхов Могилевской области Республики Беларусь, за исключением периода проживания в г. Могилев в связи с обучением в ПТУ, в зоне с правом на отселение, с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1992 года, что составило 06 лет 04 месяца 05 дней, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данного периода недостаточно для назначения пенсии со снижением возраста на 5 лет, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения УПФР в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года N59717/21 и назначения истцу пенсии с 21 июня 2021 года.
При этом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 33, 34, 35 и примечанием к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что поскольку Дроздова Т.В. проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы (26 апреля 1986 года) на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, до момента выезда, то первоначальное снижение ее пенсионного возраста составляет 2 года, а в связи с проживанием в зоне с правом на отселение в течении 06 лет 04 месяца 05 дней дополнительное снижение возраста составляет два года, из расчета 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем пришел к выводу о снижении пенсионного возраста истца на 4 года.
Установив величину снижения пенсионного возраста истца на 4 года, суд апелляционной инстанции, исходя из наличия у Дроздовой Т.И. страхового стажа 20 лет 11 месяцев 01 день, из которых стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 08 месяцев 24 дня, троих детей, пришел к выводу о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по достижении ею возраста 46 лет, то есть с 05 октября 2021 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к числу лиц имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Перечень населенных пунктов находящихся в зонах радиоактивного загрязнения также устанавливается на основании постановлений высших органов власти Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 июня 1992 года N 328 "Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения", г. Быхов Могилевской области был отнесен к зоне с правом на отселение - где плотность загрязнения почвы цезием-137 составляет от 5 до 10 Ки на кв. км.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 1996 года N 116 "Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения", г. Быхов Могилевской области отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки на кв. км.
Согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км, соответствует зоне проживания с правом на отселение; территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки на кв. км, соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
Согласно статье 33 гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2011 года, приведенные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации её последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
В силу пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N958н, действовавшим в спорный период, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подтверждается удостоверениями установленного образца, подтверждающими проживание в указанных зонах жительства или месту пребывания.
Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 04 августа 2021 года N 538н, действующего с 01 января 2022 года, установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" от 22 июня 1996 года N 6 выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот.
Абзацем вторым пункта 3 поименованного Решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанцией сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, ответчик указывает, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь; поскольку при назначении истцу страховой пенсии по старости было принято представленное ею удостоверение N1283608, действие которого ограничено периодом проживания в г. Бахове Могилевской области Республики Беларусь, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, выданное Баховским райисполкомом Могилевской области Республики Беларусь и предусматривающее льготы лишь по статье 23 Закона Республики Беларусь от 06 января 2009 года N9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий", в которой отсутствует право на льготное пенсионное обеспечение, то оснований для признания на льготное пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации не имелось; согласно представленным сведениям Дроздова Т.В. до настоящего времени зарегистрирована по месту проживания на территории Республики Беларусь, ведя при этом трудовую деятельность с 1999 года и проживая на территории Российской Федерации.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции ответчика в суде апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
Довод кассационной жалобы заявителя о нарушении судом при разрешении спора положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, которой для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, установлены лишь гарантии мер социальной поддержки, к каковым пенсии не относятся, основан на неправильном толковании указанной нормы, поскольку, данная норма, направленная на обеспечение возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием непосредственно не устанавливает ни условия предоставления таким категориям лиц тех или иных мер социальной поддержки, ни порядок определения размеров соответствующих денежных выплат, а с учетом отнесения гражданки Российской Федерации Дроздовой Т.В. к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, ввиду проживания на территории зоны с правом на отселение в том числе, она вправе претендовать при соблюдении предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" условий на назначение ей страховой пенсии досрочно с применением положений статьи 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС".
Учитывая, что истец проживала в зоне с правом на отселение более 6 лет и ей выдано удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС компетентными органами Республики Беларусь, то, как правильно указал суд, она приобрела право на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию. Юридически значимое обстоятельство как факт переселения истца с территории Республики Беларусь с 1999 года из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на территорию Российской Федерации для постоянного проживания нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной ранее в суде, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебном постановлении.
Правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 года приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года до принятия кассационным судом общей юрисдикции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Поскольку в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, подлежит отмене приостановление исполнения состоявшегося по делу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.