Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5963/2021 по иску Клепикова Алексея Валентиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения в части незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Клепикова Алексея Валентиновича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Клепикова А.В. - Ходыкину М.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Клепиков А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга (далее по тексту - УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга) с учетом уточнений о признании незаконным решения от 06 декабря 2021 года N 1223727/18 об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости в части исключения из специального стажа отдельных периодов работы; обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в "льготном" исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев следующие периоды его трудовой деятельности: с 17 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года, с 06 ноября 2011 года по 20 ноября 2011 года, с 25 ноября 2012 года по 09 декабря 2012 года - в должности врача-хирурга в государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн"; с 16 ноября 2015 года по 12 декабря 2015 года, с 01 февраля 2016 года по 29 февраля 2016 года - в должности врача-хирурга неотложной помощи в государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Арамильская городская больница"; с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2013 года, с 01 июля 2013 года по 31 июля 2013 года, с 01 мая 2014 года по 30 апреля 2015 года, с 01 июня 2015 года по 15 ноября 2015 года, с 13 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года, со 02 мая 2016 года по 21 августа 2018 года - в должности врача-хирурга отделения хирургической косметологии и врача пластического хирурга отделения пластической хирургии в обществе с ограниченной ответственностью "Центр эстетической медицины "Клуб красоты"; обязать назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию с 22 августа 2018 года.
В обоснование исковых требований указал, что 22 августа 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет. Решением ответчика от 04 декабря 2018 года N 1223727/18 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. В связи с поступлением в материалы гражданского дела новых документов по периодам его работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области "Арамильская городская больница", содержащих сведения о норме рабочего времени по занимаемой должности врача-хирурга неотложной помощи, ответчиком повторно произведена оценка его пенсионных прав с вынесением решения от 06 декабря 2021 года N 1223727/18 об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на основании заявления, поданного истцом 22 августа 2018 года. Необоснованно, как он полагает, не приняты к зачету в специальный стаж некоторые периоды его работы. Полагает, что они подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 09 ноября 2021 года произведена замена ответчика с УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга на Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОПФР по Свердловской области).
Определениями Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" (далее по тесту ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты") и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Арамильская городская больница" (далее по тексту - ГБУЗ СО "Арамильская городская больница").
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 мая 2022 года, исковые требования Клепикова А.В. удовлетворены частично. На ОПФР по Свердловской области возложена обязанность включить Клепикову А.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев следующие периоды работы - с 17 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года, с 06 ноября 2011 года по 20 ноября 2011 года, с 25 ноября 2012 года по 09 декабря 2012 года в должности врача-хирурга в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" (далее по тексту - ГБУЗ СО "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн"). В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе Клепиков А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, полагая, что периоды его работы в обществе с ограниченной ответственностью "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" подлежат включению в специальный стаж.
Клепиков А.В, представители ОПФР по Свердловской области, ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" и ГБУЗ СО "Арамильская городская больница", в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Клепиков А.В, 18 января 1971 года рождения, 22 августа 2018 года обратился УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Решением от 04 декабря 2018 года N 1223727/18 в удовлетворении заявления Клепикова А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из решения пенсионного органа от 04 декабря 2018 года N 1223727/18 специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, составил 26 лет 07 месяцев 16 дней при требуемых 30 лет.
В связи с поступлением новых документов по периодам работы в ГБУЗ СО "Арамильская городская больница", содержащих сведения о норме рабочего времени по занимаемой должности врача-хирурга неотложной помощи, ответчиком повторно произведена оценка пенсионных прав Клепикова А.В. по вопросу назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и вынесено решение от 06 декабря 2021 года N 1223727/18, которым установлена продолжительность специального стажа истца 25 лет 07 месяцев 08 дней, в связи с чем вновь отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В специальный стаж истца не были учтены периоды работы, в том числе:
- с 17 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года, с 06 ноября 2011 года по 20 ноября 2011 года, с 25 ноября 2012 года по 09 декабря 2012 года - в должности врача-хирурга в ГБУЗ СО "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" в связи с нахождением в командировках;
- с 16 ноября 2015 года по 12 декабря 2015 года, с 01 февраля 2016 года по 29 февраля 2016 года - в должности врача-хирурга неотложной помощи в ГБУЗ СО "Арамильская городская больница" в связи с отсутствием кода медицинской деятельности;
- с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2013 года - в должности врача-хирурга отделения хирургической косметологии ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" в связи с тем, что работодатель не является учреждением и не проставлен код медицинской деятельности;
- с 01 июля 2013 года по 31 июля 2013 года, с 01 мая 2014 года по 30 апреля 2015 года, с 01 июня 2015 года по 15 ноября 2015 года, с 13 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года, со 02 мая 2016 года по 21 августа 2018 года - в должности врача пластического хирурга отделения пластической хирургии в ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" в связи с тем, что работодатель не является учреждением здравоохранения и не проставлен код медицинской деятельности.
Из трудовой книжки истца следует, что он работал с 13 сентября 2000 года врачом-хирургом в хирургическом отделении ГБУЗ СО "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн"; 04 апреля 2011 года принят врачом-хирургом в отделение хирургической косметологии ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" по совместительству; 01 марта 2013 года уволен из ГБУЗ СО "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" по собственному желанию; 01 апреля 2013 года принят на работу в ГБУЗ СО "Арамильская городская больница" в хирургическое отделение на должность врача-хирурга неотложной помощи; 18 мая 2013 года переведен врачом пластическим хирургом в отделение пластической хирургии ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" по совместительству; 30 апреля 2016 года уволен из ГБУЗ СО "Арамильская городская больница" по собственному желанию; 02 мая 2016 года переведен пластическим хирургом в отделении пластической хирургии ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" по основному месту работы, где работает до настоящего времени.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что документально подтверждено направление истца во время работы в ГБУЗ СО "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" в командировки с 17 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года, с 06 ноября 2011 года по 20 ноября 2011 года, с 25 ноября 2012 года по 09 декабря 2012 года для работы на сборном пункте в пос. Егоршино; в периоды нахождения в командировках за Клепиковым А.В. сохранялись место работы, занимаемая должность и средняя заработная плата, в связи с чем пришел к выводу о том, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Отказывая в удовлетворении требований Клепикова А.В. о включении в специальный стаж медицинской деятельности периодов работы с 16 ноября 2015 года по 12 декабря 2015 года и с 01 февраля 2016 года по 29 февраля 2016 года в ГБУЗ СО "Арамильская городская больница" в должности врача-хирурга, суд первой инстанции, исходил из того, что в первом из указанных периодов истец находился на курсах повышения квалификации, во втором - в очередном ежегодном отпуске за рабочий период с 01 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года; из представленной справки ГБУЗ СО "Арамильская городская больница" следует, что истец выработал требуемую норму рабочего времени на полную ставку только в апреле 2014 года, мае 2015 года и январе 2016 года; периоды работы, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в специальный стаж при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы истца в специальный стаж, поскольку им не вырабатывалась норма рабочего времени на полную ставку.
Разрешая требование о включении в специальный стаж Клепикова А.В. периодов работы с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2013 года, с 01 июля 2013 года по 31 июля 2013 года, с 01 мая 2014 года по 30 апреля 2015 года, с 01 июня 2015 года по 15 ноября 2015 года, с 13 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года, со 02 мая 2016 года по 21 августа 2018 года в ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о работе Клепикова А.В. предоставлены обществом в пенсионный орган без указания кода особых условий труда; для зачета в стаж на соответствующих видах работы периодов необходимо, чтобы наименование должности и учреждения были предусмотрены списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которые расширительному толкованию не подлежат; право на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии медицинским работникам, с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работающего в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде общества с ограниченной ответственностью, не возникло.
Установив, что на дату обращения Клепикова А.В. в пенсионный орган 22 августа 2018 года, необходимый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью 30 лет отсутствует, суд первой инстанции отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. При этом, поскольку решение суда в части удовлетворения исковых требований Клепикова А.В. лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, то в указанной части не являлось предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поскольку вынесенные судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований по включении в специальный стаж периодов работы в ГБУЗ СО "Арамильская городская больница" по доводам кассационной жалобы не оспариваются, то не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781, Правила N 781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поименована должность, которую занимал истец в спорные периоды, однако наименование организации, в которой выполнял работу истец, списками не предусмотрено.
Согласно Уставу ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты", целью его создания являлось получение прибыли, в связи, с чем общество относится к коммерческой организации и учреждением не является.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2015 года N 1920-О).
С учетом изложенного являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что организационно-правовая форма организации не влияет на характер работы и трудовые функции истца, юридически значимым обстоятельством для возникновения права на досрочное назначение пенсии является только вид трудовой деятельности.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, основаны на неверном толковании указанных положений.
В указанном пункте 6 Правил речь идет о поликлиниках и поликлинических отделениях, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако, истец работал в обществе с ограниченной ответственностью, который не относится к категории поликлиники или поликлинических отделений воинской части и не являлся структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
Доводы кассационной жалобы о том, что ООО "Центр эстетической медицины "Клуб красоты" осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения; он в течение полного рабочего дня осуществлял лечебную и иную деятельность; его работа сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками; занимаемая им должность поименована в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную длительность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях основаны на неверном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой и апелляционной инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Клепикова Алексея Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.