Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1270/2021 по иску Меркуленко Оксаны Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности зачесть в специальный стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Меркуленко Оксаны Валентиновны на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав Меркуленко О.В. и ее представителя Васильева М.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Меркуленко О.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области (далее по тексту - УПФР в Белоярском районе Свердловской области) о признании за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 12 ноября 2008 года по 05 июля 2013 года в должности оператора котельной в Заречном муниципальном унитарном предприятии "ЖКХ сельской территории"; с 08 июля 2013 года по 30 апреля 2016 года - в должности старшего машиниста котельного оборудования общества с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" филиала "АТЭС - Заречный"; с 01 мая 2016 года по 29 июля 2021 года в должности старшего машиниста котельного оборудования муниципальном унитарном предприятии городского округа Заречный "Теплоцентраль"; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30 июля 2021 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 30 апреля 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 12 августа 2021 года N 789850/21 ей отказано в назначении пенсии. С указанным решением не согласна, считает его незаконным. Считает, что спорный период с 12 ноября 2008 года по 05 июля 2013 года, когда она работала в должности оператора котельной в Заречном муниципальном унитарном предприятии "ЖКХ сельской территории", не включен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ незаконно, поскольку она была назначена на должность оператора котельной в соответствии с приказом N 133-ЛС от 12 ноября 2008 года и уволена в соответствии с приказом N 36л/с от 05 июля 2013 года, работа осуществлялась в котельной, то есть в организации (структурном подразделении), которое является паросиловым хозяйством. Должность оператора котельной тождественна должности машиниста котельной. Также считает, что периоды ее работы с 08 июля 2013 года по 30 апреля 2016 года, с 01 мая 2016 года по 29 июля 2021 года не включены ответчиком в соответствующий стаж необоснованно, поскольку должность старшего машиниста и оператора котельной предусмотрены Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. С учетом включения спорных периодов работы в стаж работы, на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, стаж ее работы на соответствующих видах работ с вредными условиями труда составит 12 лет 8 месяцев 16 дней, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом ее возраста (24 сентября 1970 года рождения).
Протокольным определением Белоярского районного суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года произведена замена УПФР в Белоярском районе Свердловской области на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОПФР по Свердловской области).
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 09 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 марта 2022 года, исковые требования Меркуленко О.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Меркуленко О.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Представители ОПФР по Свердловской области, общества с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть", муниципального унитарного предприятия городского округа Заречный "Теплоцентраль" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав истца и его представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Меркуленко О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04 декабря 1997 года.
30 июля 2021 года Меркуленко О.В, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР в Белоярском районе Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Белоярском районе Свердловской области от 12 августа 2021 года N 789850/21 Меркуленко О.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано ввиду отсутствия стажа требуемого для установления досрочной страховой пенсии по старости, отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
Из решения от 12 августа 2021 года N 789850/21 следует, что страховой стаж истца составил 28 лет 01 месяц 03 дня, стаж на соответствующих видах работ по Списку N2, принятый к зачету для определения права на пенсию, составил 00 лет 02 месяца 15 дней.
При оценке пенсионных прав не приняты к зачету на соответствующих видах работ, в том числе, спорные периоды: с 12 ноября 2008 года по 05 июля 2013 года в должности оператора котельной в Заречном муниципальном унитарном предприятии "ЖКХ сельской территории"; с 08 июля 2013 года по 30 апреля 2016 года в должности старшего машиниста котельного оборудования в обществе с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" филиала "АТЭС-Заречный", с 01 мая 2016 года по 29 июля 2021 года в должности старшего машиниста котельного оборудования в муниципального унитарного предприятия городского округа Заречный "Теплоцентраль", поскольку данные должности не предусмотрены Списком N 2 от 26 января 1991 года, страхователем данные периоды в пенсионный орган представлены без кода "особые условия труда".
При этом из трудовой книжки истца следует, что 12 ноября 2008 года она принята на работу в Заречное муниципальное предприятие "ЖКХ сельской территории" на городскую котельную оператором котельной; 05 июля 2013 года уволена по собственному желанию; 08 июля 2013 года принята на работу с общество с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" филиала "АТЭС-Заречный" на городскую котельную старшим машинистом котельного оборудования; 30 апреля 2016 года уволена по собственному желанию; 01 мая 2016 года принята на работу в муниципальное унитарное предприятие городского округа Заречный "Теплоцентраль" старшим машинистом котельного оборудования на городскую котельную; 14 сентября 2021 года уволена.
Разрешая возникший спор суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что в указанные спорные периоды Меркуленко О.В. не работала на должностях, которые предусмотрены Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; ни в один из спорных периодов истец не работала в организациях или структурных подразделениях организаций, которые могут быть отнесены к позиции 2140000а - 18826 разделу XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство"; сведения индивидуального лицевого счета истца о работе во все спорные периоды предоставлены работодателями без кода особых условия труда, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, закреплено в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами верно установлено, что обстоятельствами, имеющими значение для дела и подлежащими доказыванию истцом при разрешении вопроса о ее праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2, являются: документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в том числе с предоставлением справок, уточняющих льготный характер работы, а также доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного выше Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда подлежат применению Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Судами обеих инстанций верно установлено, что к спорным правоотношениям применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", где в разделе 21400000 XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" предусмотрены должности машинистов и старших машинистов, в частности, 2140000а-13785 машинисты котлов, 2140000а-13929 машинисты-обходчики по котельному оборудованию, 2140000а-18826 старшие машинисты котельного оборудования, 2140000а-18828 старшие машинисты котлотурбинных цехов, а в разделе 23200000 XXXIII "Общие профессии" предусмотрены должности с кодом 23200000-13786 - машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Судами обеих инстанций верно установлено, что поскольку должность истца в виде старшего машиниста котельного оборудования предусмотрена Списком N2, но для зачета периодов работы в специальный стаж необходимо подтверждать факт работы истца только в следующих производствах: "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство", поскольку работа в иных производствах, не дает права на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
При этом, условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются в случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанными в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Так, для включения периода работы истца, имевшего место после 01 января 2013 года, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, необходимо не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за физических лиц занятых на работах, которые указаны в пунктах 1 - 18 части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судами верно установлено, что из представленных в материалы дела документов общества с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" филиала "АТЭС - Заречный" и муниципального унитарного предприятия городского округа Заречный "Теплоцентраль", являющихся действующими юридическими лицами, следует, что в карте специальной оценки условий труда N 04-003, утвержденной председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда 03 июля 2018 года следует, что по должности старшего машиниста котельного оборудования установлен итоговый класс условий труда 3.2, в строке "040 гарантии и компенсации, предоставляемые работнику" не предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии, оплата страховых взносов по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации для исчисления специального стажа работодателями не производилась.
Занимаемая истцом должность оператора котельной Заречном муниципальном унитарном предприятии "ЖКХ сельской территории" в период с 12 ноября 2008 года по 05 июля 2013 года не предусмотрена Списком N2 и из имеющихся ответов объединенного архивного фонда N 9 "Ликвидированные предприятия и организации всех форм собственности, не имеющие правопреемника г. Заречного Свердловской области" следует, что какие-либо документы, подтверждающие тяжесть условий труда истца на хранении отсутствуют.
Таким образом суды пришли к верному выводу о том, что поскольку факт работы истца в тяжелых условиях труда не подтвержден в ходе рассмотрения дела, индивидуальные сведения представлены страхователями без кода особых условий труда, то правовых оснований для включения спорных периодов работы Меркуленко О.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в спорные периоды ею осуществлялась деятельность в должностях, предусмотренных Списком N2, основаны на неверном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой и апелляционной инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Меркуленко Оксаны Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.