Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т. И, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Молчановой М. А, с участием прокурора ФИО16 Е. И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-168/2022 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 28 февраля 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО14 Л.В. о признании недействующими в части распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N4954, распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года N4175, распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2020 года N2427, распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2021 года N2795 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, заключение прокурора ФИО16 Е. И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N4954, от 22 ноября 2019 года N417, от 30 ноября 2020 года N2427, от 30 ноября 2021 года N2795 определены согласно приложений перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2019, 2020, 2021, 2022 годы соответственно.
Поименованные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-сайте правительства Тульской области (http://tularegion.ru, http://npatula.ru) 30 ноября 2018 года, 20 декабря 2019 года, 30 ноября 2020 года, 30 ноября 2021 года, соответственно.
В Перечень на 2019 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2020 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2021 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2022 год под пунктом "данные изъяты" включено нежилое здание с кадастровым номером N.
ФИО14 Л. В. обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений указанных нормативных правовых актов.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Спорный объект не обладает признаками объекта налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и его включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 - 2022 годы по мнению административного истца, является неправомерным, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Тульского областного суда от 28 февраля 2022 года административные исковые требования ФИО14 Л. В. удовлетворены. Признаны недействующими пункт "данные изъяты" Перечня на 2019 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2021 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2022 год. С Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу административного истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей.
В апелляционной жалобе, процессуальный срок подачи которой восстановлен судом первой инстанции определением от 20 мая 2022 года, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО17 Н. А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), здание с кадастровым номером N имеет площадь "данные изъяты" кв.м, назначение - нежилое здание, наименование - "Автомойка". Данный автокомплекс предназначен для обслуживания физических лиц. Сведений об обслуживании автокомплексом исключительно юридических лиц в материалы дела не представлено. Также административным истцом в судебных заседаниях в суде первой инстанции не оспаривался факт осуществления деятельности автомойки в оспариваемые периоды (2019 - 2022 годы). Полагает, что спорное нежилое здание является объектом бытового обслуживания (автомойка), используется для оказания услуг населению и обеспечения необходимым оборудованием. Указанный объект недвижимости используется административным истцом в целях коммерческой предпринимательской деятельности, что прямо следует из назначения данного объекта и фактических обстоятельств дела. Принятие судом подобных решений об исключении из Перечня объектов, используемых в качестве автомоек прямо противоречит нормам налогового законодательства, а также основным принципам налогообложения.
Также решение Тульского областного суда противоречит существующей судебной практике, которой автомойки признаются объектами бытового обслуживания, подлежащими включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В связи с изложенным основания для исключения спорного объекта из Перечня отсутствуют.
Участвующим в деле прокурором и представителем административного истца представлены письменные возражения по доводам апелляционной жалобы, в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно, надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В соответствии со статьями 150, 307, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц, а также иных неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО16 Е. И. заключением полагала, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 5 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N452, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые административным истцом распоряжения приняты в установленных порядке и форме уполномоченными на момент принятия органами, размещены на официальном сайте Правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 2 процентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тульской области налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года.
Решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц" установлен и введен на территории муниципального образования налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом ставка налога установлена в размере 2% от кадастровой стоимости объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N401-ФЗ - как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, изложенными в редакции, действовавшей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, с 1 января 2017 года - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации), к числу которых относятся классификация, утвержденная приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а также классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 4 поименованного порядка вид фактического использования определяется Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО14 Л. В. является собственником 1/2 доли нежилого здания с кадастровым номером N, с наименованием - автомойка, расположенного по адресу: "адрес" (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26 июля 2019 года N). Другим собственником 1/2 доли спорного здания является ФИО19 А.Ю..
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения поименованного объекта недвижимости в Перечень на 2019 - 2022 годы по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По данным ЕГРН спорное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, с видом разрешенного использования - "для эксплуатации нежилого здания (автомойка)".
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому: - к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5 000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Автомобильные мойки отнесены классификатором к коду 4.9.1.3: размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли. Этот код соответствует коду 4.9.1 (объекты дорожного сервиса): размещение зданий и сооружений дорожного сервиса.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года NП/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Данный классификатор действовал на момент формирования Перечня на 2022 год.
В нем аналогичным образом бытовое обслуживание значится под кодом 3.3, деловое управление - 4.1, автомобильные мойки - 4.9.1.3.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N был установлен и оставался неизменным с 2006 года по настоящее время.
Из приведенных норм права следует, что установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером N вид разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания (автомойка)" не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, спорный объект недвижимости не может быть отнесен к административно-деловому и (или) торговому центру по названному критерию, а соответственно, и к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость в 2019, 2020, 2021, 2022 налоговых периодах.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения объекта недвижимости в Перечень на каждый из периодов на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документов технического учета (инвентаризации).
Согласно представленному суду техническому паспорту на объект, выполненному по состоянию на 30 марта 2009 года, по адресу: "адрес", расположен объект учета, имеющий наименование "комплекс нежилых строений". В составе строения лит.А, А1 (здание автомойки), площадью "данные изъяты" кв.м, имеются помещения: мойка, комната отдыха, электрощитовая, санузел, подсобная, очистные, лестница, мойка, подсобная.
Указанное назначение помещений не свидетельствует о размещении объектов бытового обслуживания, при таком назначении помещений должна быть установлена фактическая направленность на выполнение работ (оказание услуг), предназначенных исключительно для удовлетворения бытовых и личных потребностей и иных нужд населения. Однако, акты обследования на начало налоговых периодов 2019 - 2022 годов не составлялись, фактическое использование спорного объекта не устанавливалось.
Таким образом, поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования и признал недействующими оспариваемые пункты Перечней.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела не допущено, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.