Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М.
при секретаре Молчановой М.А, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-378/2022 по апелляционной жалобе Корникова Александра Николаевича, Павлова Константина Леонидовича, Никитина Василия Васильевича, Виноградовой Екатерины Владимировны, Антонова Виталия Васильевича, Хомякова Василия Константиновича, Угаровой Татьяны Витальевны, Арзуманян Натальи Владимировны, Чувиной Евгении Юрьевны, Кирюшиной Надежды Владимировны, Гавричковой Елены Викторовны, Кирюшина Кирилла Станиславовича, Сумерской Татьяны Михайловны, Сумерского Владимира Сергеевича, Шкарина Егора Дмитриевича, Корниковой Елены Федоровны, Антоновой Юлии Генадьевны, Зайцева Олега Никитовича, Новцева Александра Ивановича, Кузнецовой Эльвиры Владимировны, Балясова Вячеслава Викторовича, Коновалова Андрея Михайловича на решение Брянского областного суда от 28 января 2022 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований Голубевой Анастасии Сергеевны, Корникова Александра Николаевича, Павлова Константина Леонидовича, Никитина Василия Васильевича, Виноградовой Екатерины Владимировны, Антонова Виталия Васильевича, Хомякова Василия Константиновича, Угаровой Татьяны Витальевны, Арзуманян Натальи Владимировны, Чувиной Евгении Юрьевны, Кирюшиной Надежды Владимировны, Гавричковой Елены Викторовны, Кирюшина Кирилла Станиславовича, Сумерской Татьяны Михайловны, Сумерского Владимира Сергеевича, Шкарина Егора Дмитриевича, Корниковой Елены Федоровны, Антоновой Юлии Генадьевны, Зайцева Олега Никитовича, Новцева Александра Ивановича, Кузнецовой Эльвиры Владимировны, Балясова Вячеслава Викторовича, Коновалова Андрея Михайловича, Симоновой Анастасии Леонидовны, Живоленко Оксаны Анатольевны, Кириченко Елены Николаевны об оспаривании в части постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области".
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Брянской области 17 марта 2020 года принято постановление N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" (далее - постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 марта 2020 года.
В указанный нормативный правовой акт постановлениями Правительства Брянской области от 27 марта 2020 года N 126-п, от 30 марта 2020 года N 127-п, от 31 марта 2020 года N 130-п, от 03 апреля 2020 года N 136-п, от 30 апреля 2020 года N 177-п, от 06 мая 2020 года N 179-п, от 08 мая 2020 года N 182-п, от 29 мая 2020 года N 235-п, от 09 июня 2020 года N 243-п, от 22 июня 2020 года N 267-п, от 26 июня 2020 года N 272-п, от 06 июля 2020 года N 283-п, от 13 июля 2020 года N 290-п, от 27 июля 2020 года N 305-п, от 13 августа 2020 года N 370-п, от 20 августа 2020 года N 384-п, от 28 августа 2020 года N 413-п, от 19 октября 2020 года N 472-п, от 20 октября 2020 года N 475-п, от 29 октября 2020 года N 499-п, от 06 ноября 2020 года N 500-п, от 09 ноября 2020 года N 503-п, от 16 ноября 2020 года N 506-п, от 23 ноября 2020 года N 539-п, от 30 ноября 2020 года N 557-п, от 04 декабря 2020 года N 573-п, от 14 декабря 2020 года N 592-п, от 18 декабря 2020 года N 617-п, от 21 декабря 2020 года N 621-п, от 28 декабря 2020 года N 705-п, от 13 января 2021 года N 4-п, от 28 января 2021 года N 25-п, от 15 февраля 2021 года N 47-п, от 01 марта 2021 года N 55-п, от 24 мая 2021 года N 181-п, от 16 июня 2021 года N 203-п, от 24 июня 2021 года N 215-п, от 12 июля 2021 года N 249-п, от 26 июля 2021 года N 284-п, от 29 июля 2021 года N 290-п, от 13 августа 2021 года N 326-п, от 26 августа 2021 года N 345-п, от 01 сентября 2021 года N 359-п, от 07 сентября 2021 года N 362-п, от 07 октября 2021 года N 418-п, от 13 октября 2021 года N 430-п, от 22 октября 2021 года N 449-п, от 03 ноября 2021 года N 468-п, от 28 декабря 2021 года N 643-п внесены изменения.
Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности и установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях недопущения распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Административный истец Голубева А.С. обратилась в суд с административным иском об оспаривании в части постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области", с учетом уточнения просит признать недействующими пункт 2.6 названного постановления Правительства Брянской области, в редакции постановления от 3 ноября 2021 года N 468-п, и пункты 2.8, 2.9, 3.2 постановления Правительства Брянской области в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п.
В обоснование заявленных требований Голубева А.С. указала, что пункты оспариваемого Постановления не согласовываются друг с другом, противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В Постановлении не определен срок его действия, порядок посещения посетителями, не имеющими QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции аптек и аптечных пунктов, объектов розничной торговли. Установление ограничений в посещении указанных зданий только при наличии QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста нарушает права граждан на врачебную тайну и на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, поскольку граждане не обязаны предъявлять свой паспорт гражданина Российской Федерации, а также иные документы, в том числе содержащие в себе медицинские сведения, физическим лицам, осуществляющим контроль на входе в вышеуказанные здания. Кроме того, оспариваемые пункты нарушают права свободно передвигаться и не подвергаться дискриминации, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
Указывает на нарушение прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Брянской области, возраст которых 60 лет и старше, поскольку пунктом 3.2 постановления установлен полный запрет указанной категории граждан, за исключением лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также граждан, определенных решением оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции среди населения Брянской области, покидать место проживания. Считает, что такие граждане лишены возможности приобрести продукты питания, лекарственные средства, получить плановую и экстренную медицинскую помощь, получить иные жизненно важные услуги, а также получить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что ставит под угрозу жизнь и здоровье таких граждан.
Административное исковое заявление Голубевой А.С. определением судьи от 13 января 2022 года объединено в одно производство с административным исковым заявлением Корникова А.Н, Павлова К.Л, Никитина В.В, Виноградовой Е.В, Антонова В.В, Хомякова В.К, Угаровой Т.В, Арзуманян Н.В, Чувиной Е.Ю, Кирюшиной Н.В, Гавричковой Е.В, Кирюшина К.С, Сумерской Т.М, Сумерского В.С, Шкарина Е.Д, Корниковой Е.Ф, Антоновой Ю.Г, Зайцева О.Н, Новцева А.И, Кузнецовой Э.В, Балясова В.В, Коновалова А.М, которые обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10 Постановления, ссылаясь на то, что в оспариваемой части Постановление N 106-п носит дискриминационный характер, неправомерно ограничивает права тех, кто не прошел носящую добровольный характер вакцинацию против COVID-19 в доступе к участию в перечисленных в данных пунктах мероприятиях, а также в доступе на территории ряда организаций, по сравнению с привившимися гражданами, а равно противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, положениям Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Уточнив заявленные требования, административные истцы Корников А.Н, Павлов К.Л, Никитин В.В, Виноградова Е.В, Антонов В.В, Хомяков В.К, Угарова Т.В, Арзуманян Н.В, Чувина Е.Ю, Кирюшина Н.В, Гавричкова Е.В, Кирюшин К.С, Сумерская Т.М, Сумерский В.С, Шкарин Е.Д, Корникова Е.Ф, Антонова Ю.Г, Зайцев О.Н, Новцев А.И, Кузнецова Э.В, Балясов В.В, Коновалов А.М. просили признать недействующими с момента принятия пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10 Постановления и в соответствии с требованиями статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривать поданное ими административное исковое заявление как коллективное. Ведение административного дела поручено Коновалову А.М.
Административные истцы указали, что наличие QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, свидетельствующих о прохождении лицом вакцинации против COVID-19, не является гарантией того, что лицо защищено от заражения и не является переносчиком вируса, а наличие документов о медицинских противопоказаниях к вакцинации не гарантирует защищенность от вируса. Требование о предоставлении ПЦР-тестов, адресованное исключительно лицам, отказавшимся от прохождения вакцинации, является дискриминацией и противоречит положениям статьи 14 Европейской Конвенции по правам человека и статье 19 Конституции Российской Федерации.
Решением Брянского областного суда от 28 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Корников А.Н, Павлов К.Л, Никитин В.В, Виноградова Е.В, Антонов В.В, Хомяков В.К, Угарова Т.В, Арзуманян Н.В, Чувина Е.Ю, Кирюшина Н.В, Гавричкова Е.В, Кирюшин К.С, Сумерская Т.М, Сумерский В.С, Шкарин Е.Д, Корникова Е.Ф, Антонова Ю.Г, Зайцев О.Н, Новцев А.И, Кузнецова Э.В, Балясов В.В, Коновалов А.М. просят принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывают, что оспариваемые пункты постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п носят дискриминационный характер, не отвечают требованиям определенности, поскольку в оспариваемых пунктах отсутствует указание на порядок предъявления документов; противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениям части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", правовым позициям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1992 года N 2-П, от 16 июня 2006 года N 7-П, от 25 октября 2016 года N 21-П, в которых Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что соблюдение конституционного принципа равенства не означает предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и их учета законодателем. Вместе с тем такие различия допустимы, только если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства отвечают требованию соразмерности.
Участвующим в деле прокурором, представителем Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со статьями 1 и 2, подпунктами "а, м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введений режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта. Кроме того, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 10 статьи 4.1 данного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6, пунктами 8, 10 статьи 4.1, подпунктом "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ принятие решения о введении режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 39 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года, в систему органов государственной власти Брянской области входят высшее должностное лицо Брянской области - Губернатор Брянской области и высший исполнительный орган государственной власти Брянской области - Правительство Брянской области.
В силу требований статей 53, 56, 58 Устава Брянской области, статей 4, 9 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области является Правительство Брянской области, осуществляющее деятельность на постоянной основе, возглавляемое Губернатором Брянской области, который является его председателем.
Статьей 14 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" предусмотрено, что Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава Брянской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства области. Изданные Правительством области акты нормативного характера являются обязательными для исполнения на территории области. Постановления и распоряжения Правительства области подписываются Губернатором Брянской области. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования Брянской области, установленных законом Брянской области.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области").
Верно руководствуясь приведенными нормами законов, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" и последующие постановления, которыми внесены изменения в указанное постановление, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие.
Проверив доводы административных исков противоречии оспариваемых пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2, 6, 2.8, 2.9, 2.10, 3.2 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" (в редакциях постановлений от 03 ноября 2021 года N 468-п и от 28 декабря 2021 года N 643-п) нормам федерального и регионального законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу об их несостоятельности, с чем судебная коллегия соглашается.
Как указано в преамбуле постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области", оно принято в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Брянской области от 30 декабря 2005 года N 122-З "О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с учетом постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", в связи с угрозой распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Пунктом 1 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 N 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 N 106-п в оспариваемых редакциях запрещено на период действия режима повышенной готовности проведение на территории Брянской области зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Данный запрет не распространяется на проведение на территории Брянской области зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии согласования с управлением Роспотребнадзора по Брянской области, соблюдения участниками мероприятий ограничений, установленных настоящим постановлением, а также предписаний и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, управления Роспотребнадзора по Брянской области.
Оспариваемыми пунктами предусмотрено:
- пункт 2.1. С 15 ноября 2021 года возобновить проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии присутствия не более 100 человек и при наличии у всех участников (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода (в электронном виде или на бумажном носителе), полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или сертификата, подтверждающих получение гражданином второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, или подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев (далее - QR-код, сертификат), либо справки, подтверждающей получение гражданином второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, или подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, выданной медицинской организацией (далее - справка о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции), либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), срок действия которого составляет не более чем 48 часов со дня проведения исследования (далее - ПЦР-тест), либо сертификата (справки) о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - документ о медицинских противопоказаниях) (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
- пункт 2.2. С 10 ноября 2021 года возобновить проведение спортивных, физкультурных мероприятий при условии присутствия зрителей в объеме не более 10 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия (но не более 500 человек) и при наличии у всех участников соответствующего мероприятия, в том числе спортсменов, тренеров, судей, иных лиц, обеспечивающих его проведение, а также посетителей (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет) QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Организация и проведение спортивных мероприятий муниципального, регионального и межрегионального уровней для населения в возрасте до 18 лет в рамках реализации календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий Брянской области запрещена.
- пункт 2.3. С 15 ноября 2021 года возобновить работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность творческую, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 2 90), деятельность в области демонстрации кинофильмов (код ОКВЭД 2 59.14), организаций культуры (театров, музеев, концертных залов, цирка) при условии присутствия посетителей в объеме не более 70 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия и при организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
- пункт 2.4. С 15 ноября 2021 года возобновить работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 2 56), включая рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные и иные предприятия общественного питания, в том числе с организацией досуга потребителей, при соблюдении следующих ограничений: осуществление деятельности до 23.00 по местному времени; проведение банкетов, торжественных мероприятий, в том числе свадеб, юбилеев, корпоративных мероприятий, проведение поминальных мероприятий при одновременном нахождении в организациях общественного питания, в которых проводятся соответствующие мероприятия, предельного количества лиц исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м, но не более 30 человек; оказание услуг общественного питания при условии одновременной загрузки не более чем на 70 процентов посадочных мест, расположенных в помещениях, где оказываются услуги общественного питания; допуск посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при условии наличия у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на деятельность по производству продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям, по обслуживанию потребителей на вынос (вывоз) без посещения гражданами помещений предприятий общественного питания, по обслуживанию потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения, по обслуживанию потребителей в пути следования пассажирского транспорта, а также деятельность столовых, буфетов, кафе и иных предприятий общественного питания, осуществляющих организацию питания для работников предприятий и организаций (предприятия закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей).
- пункт 2.6. Приостановить деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (в редакции постановления от 03 ноября 2021 года N 468-п). Возобновить деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при условии допуска посетителей при наличии у них (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
- пункт 2.8. С 15 ноября 2021 года возобновить деятельность объектов розничной торговли при условии организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в здания, строения, сооружения (помещения в них) площадью более 100 кв. м, в которых осуществляется реализация товаров, при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Ограничения по организации допуска посетителей, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на аптеки и аптечные пункты; объекты розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р; объекты розничной торговли в части реализации товаров для детей; объекты розничной торговли в части продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, объекты розничной торговли, площадь зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, составляет менее 100 кв. м.
- пункт 2.9. С 15 ноября 2021 года возобновить деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, при условии организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в здания, строения, сооружения (помещения в них) площадью более 100 кв. м, в которых осуществляется оказание услуг, при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Ограничения по организации допуска посетителей, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) площадью менее 100 кв. м.
- пункт 2.10. С 15 ноября 2021 года осуществлять прием и размещение граждан (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в гостиницах, пансионатах, санаториях, базах отдыха и иных оказывающих аналогичные услуги средствах размещения при условии наличия у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
- пункт 3.2. Обязать граждан в возрасте 60 лет и старше соблюдать режим самоизоляции. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах. Режим самоизоляции не применяется к лицам, переболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение последних 6 месяцев, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции среди населения Брянской области.
Как уже указано выше Федеральный закон N 68-ФЗ наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечивать введение ограничительных мероприятий исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 20 октября 2021 года, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень поручений (24 октября 2021 года N Пр-1998), в соответствии с которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано: введение допуска на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее перенесенное заболевание, а для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - наличие медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа; введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и ограничение оказания услуг общественного питания в вечернее и ночное время; введение самоизоляции для невакцинированных против коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан в возрасте старше 60 лет (подпункты "б" - "г" пункта 6).
В соответствии с положениями статей 6, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Из материалов административного дела следует, что руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области по результатам анализа складывающейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации, обусловленной заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в адрес оперативного штаба и Губернатора Брянской области вносились предложения, изложенные в письмах от 21 октября 2021 года N 10392, от 2 ноября 2011 года N 10976, 03 ноября 2021 года N 11046 по введению ограничительных мероприятий. Содержание указанных в предложениях мероприятий нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, поскольку оспариваемое в части постановление, направленное на противодействие распространению инфекции принято в соответствии с предложениями главного государственного санитарного врача по Брянской области, с учетом эпидемиологической ситуации.
Доводы административных истцов со ссылкой на положения части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", предусматривающей возможность отказа от профилактических прививок, о нарушении оспариваемым постановлением запрета на дискриминацию по мотивам отказа от вакцинации судебной коллегией отклоняются, поскольку Постановление N106-п не содержит требований об обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.
Довод жалобы о неясности, неопределенности и противоречии Постановления N106-п приведенной норме ввиду того, что Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 не предусматривает обязанность граждан иметь при себе и предъявлять кому-либо QR-код, сертификат, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-тест, либо документ о медицинских противопоказаниях судебной коллегией отклоняется ввиду неправильного понимания норм федерального законодательства, закрепляющих право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Судом верно установлено, что оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, введение оспариваемых ограничений в сложившихся условиях является обоснованным и не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства, обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования и создания условий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Брянской области в целях защиты жизни и здоровья граждан, введенные меры не носили характера бессрочного и абсолютного запрета.
Кроме того, по мере изменения эпидемиологической обстановки соответствующее регулирование претерпевало изменения, на момент обращения с апелляционной жалобой оспариваемые положения были отменены, при этом апелляционная жалобы не содержит доводов о последствиях, наступивших для административных истцов в период действия оспариваемых норм.
Доводы апелляционной жалобы о дискриминационном характере оспариваемых норм, ограничивающих права административных истцов, относящихся к категории отказавшихся от вакцинации против COVID-19 в доступе к участию в перечисленных в данных пунктах мероприятиях, а также в доступе на территории ряда организаций, по сравнению с привившимися гражданами, а также имеющими противопоказания к вакцинации, являются несостоятельными, поскольку введенные правила поведения, носящие временный характер, направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья. Временные меры соизмеримы со складывающейся эпидемиологической ситуацией и не могут расцениваться как факт дискриминации.
Как неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - с учетом того, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого решения, они проверялись судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 28 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корникова Александра Николаевича, Павлова Константина Леонидовича, Никитина Василия Васильевича, Виноградовой Екатерины Владимировны, Антонова Виталия Васильевича, Хомякова Василия Константиновича, Угаровой Татьяны Витальевны, Арзуманян Натальи Владимировны, Чувиной Евгении Юрьевны, Кирюшиной Надежды Владимировны, Гавричковой Елены Викторовны, Кирюшина Кирилла Станиславовича, Сумерской Татьяны Михайловны, Сумерского Владимира Сергеевича, Шкарина Егора Дмитриевича, Корниковой Елены Федоровны, Антоновой Юлии Генадьевны, Зайцева Олега Никитовича, Новцева Александра Ивановича, Кузнецовой Эльвиры Владимировны, Балясова Вячеслава Викторовича, Коновалова Андрея Михайловича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.