Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Щербаковой Ю.А.
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-42/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании постановления Избирательной комиссии Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области ФИО1"
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новгородского областного суда от 11 августа 2022 г, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11, полагавшего обжалуемое решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Новгородской областной Думы от 10 июня 2022 г. N 210-7 ОД на 11 сентября 2022 г. назначены выборы Губернатора Новгородской области.
Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области (далее также - административный ответчик, Избирательная комиссия, Избирательная комиссия области) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области ФИО1" ФИО1, выдвинутой избирательным объединением "Новгородское региональное отделение Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области в связи с представлением для регистрации недостаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований.
ФИО1 (далее также - административный истец) обратилась в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения закона, в том числе повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатов на должность Губернатора Новгородской области ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослалась на невозможность сбора необходимого для регистрации кандидатом количества подписей ввиду того, что другие кандидаты совместно и целенаправленно, при содействии должностных лиц администраций муниципальных районов и округов, глав сельских поселений осуществили сбор подписей муниципальных депутатов в количестве, значительно превышающем установленный законом предел, тем самым нарушив принцип равенства кандидатов и фактически заблокировав её участие в выборах.
Определением судьи Новгородского областного суда от 9 августа 2022 г, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 66а-2883/2022, ФИО1 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказано в принятии административного искового заявления в части признания незаконными:
согласованных действий (сговора) кандидатов на должность Губернатора Новгородской области ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по организации и проведению "подписной компании" - совместному одновременному сбору подписей депутатов представительных органов муниципальных образований 22-23 июня 2022 г. в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора Новгородской области;
согласованных действий (сговора) названных кандидатов по сбору избыточных (излишних) подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора Новгородской области, что привело к созданию искусственных препятствий для регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области ФИО1
Определением судьи от 9 августа 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Новгородское региональное отделение Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" и Политическая партия "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО".
Решением Новгородского областного суда от 11 августа 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, ссылаясь на существенное нарушение судом норм процессуального и материального права при рассмотрении и разрешении административного дела.
Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией Новгородской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Избирательная комиссия Новгородской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила ходатайство об отложении слушания дела, указав на уважительность причин неявки в суд своего представителя. В соответствии с приложенными к ходатайству документами адвокат ФИО9, представлявший по соглашению интересы административного истца в Новгородском областном суде на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, извещён Краснодарским краевым судом в качестве защитника по уголовному делу о назначении материала по апелляционной жалобе (апелляционному представлению) к слушанию на 10 часов 00 минут 23 августа 2022 г. (извещение от ДД.ММ.ГГГГ N).
Статья 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных данным Кодексом. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства; удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств; возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.
Пунктом 2 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине представителя лица, участвующего в деле (если ведение административного дела с участием представителя не является обязательным), заявления указанным лицом ходатайства об отложении судебного разбирательства с указанием причины невозможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя и представлением доказательств уважительности причины неявки.
Из анализа приведённых норм следует, что отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтёт возможным рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 5 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 33, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" сроки рассмотрения и разрешения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не подлежат продлению в порядке, установленном частью 2 статьи 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая сокращённые сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и невозможность их продления в порядке, установленном частью 2 статьи 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что ФИО1, являющаяся кандидатом на должность Губернатора Новгородской области, заблаговременно и в надлежащей форме (19 августа 2022 г.) извещена судом апелляционной инстанции о месте и времени рассмотрения административного дела, в связи с чем при необходимости имела возможность заключить соглашение с другим представителем, отвечающим требованиям статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом свою позицию относительно принятого Новгородским областным судом решения она изложила в апелляционной жалобе, иные доводы по обжалуемому судебному акту в заявленном ходатайстве не указала, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отложения судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов Губернатора Новгородской области установлены Областным законом Новгородской области от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ "О выборах Губернатора Новгородской области" (далее также - Областной закон N 75-ОЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д.1").
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области предусмотрено пунктом 6 части 3 статьи 33 Областного закона N 75-ОЗ.
Исходя из предписаний пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 данного Федерального закона.
В силу пункта 17 стать 37 приведённого Федерального закона на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путём избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
Частью 7 названной статьи предусмотрено, что в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации (часть 7).
В соответствии с положениями части 11 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" поддержка кандидата осуществляется путём проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени её проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статьёй 30 Областного закона N 75-ОЗ определено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области. Число таких подписей должно составлять 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области (часть 1).
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области (часть 2).
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, находящихся на территории Новгородской области (часть 4).
Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 - 3 данной статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 4 указанной статьи, определяется и обнародуется Избирательной комиссией области в течение пяти дней со дня назначения выборов Губернатора области (часть 5).
Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области "адрес" г. N "О числе подписей, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Новгородской области при проведении выборов Губернатора Новгородской области 11 сентября 2022 года" определено число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Новгородской области, в количестве 114. В числе этих 114 подписей число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области, составляет 39. Кандидат на должность Губернатора Новгородской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа не менее чем в 17 муниципальных районах, муниципальных округах и городском округе Новгородской области. Максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, представляемых кандидатом на должность Губернатора Новгородской области в Избирательную комиссию Новгородской области для регистрации, определено в количестве 119. Максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, представляемых кандидатом на должность Губернатора Новгородской области в Избирательную комиссию Новгородской области для регистрации, определено в количестве 41.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 31 Областного закона N 75-ОЗ кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет для регистрации в Избирательную комиссию области среди прочих документов листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата. Листы поддержки кандидата представляются единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Листы поддержки кандидата, представляемые в Избирательную комиссию области, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и рассортированы по муниципальным районам, муниципальным округам и городскому округу, находящимся на территории Новгородской области, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, и пронумерованы.
Статьёй 32 Областного закона N 75-ОЗ определена процедура проведения Избирательной комиссией области проверки соблюдения требований данного закона при выдвижении кандидатов. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, Избирательная комиссия области создаёт рабочую группу из числа членов Избирательной комиссии области, работников её аппарата. В состав рабочей группы могут включаться члены территориальных избирательных комиссий Новгородской области. Избирательная комиссия области не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки подписей. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации и соответствующие сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена. По окончании проверки листов поддержки кандидата по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом Избирательной комиссии области с правом решающего голоса и представляется в Избирательную комиссию области для принятия решения. Протокол прилагается к решению Избирательной комиссии области.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность Губернатора Новгородской области ФИО1 в Избирательную комиссию представлены документы для регистрации, в том числе листы поддержки кандидата, содержащие 14 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Новгородской области, из них число подписей депутатов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа - 4, собранных в муниципальных районах, муниципальных округах, городском округе - 4.
По итогам проведённой проверки 4 подписи, представленные в поддержку кандидата ФИО1, не засчитаны на основании части 10 статьи 32 Областного закона N 75-ОЗ, поскольку депутаты представительных органов муниципальных образований, проставившие подписи, ранее поддержали других кандидатов; достоверными признаны 10 подписей, из них число подписей депутатов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа - 1, собранных в муниципальных районах, муниципальных округах, городском округе - 1.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об извещении кандидата на должность Губернатора Новгородской области ФИО1" 1 августа 2022 г. административному истцу вручено извещение о том, что кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований для регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области и о недостатках в оформлении документов, представленных на регистрацию, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в Избирательную комиссию для регистрации кандидата, то есть не позднее 3 августа 2022 г. ФИО1 уведомлена о заседании Избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата на должность Губернатора Новгородской области ФИО1
3 августа 2022 г. административным истцом внесены уточнения в ранее представленный список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Новгородской области ФИО1
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N Избирательная комиссия отказала ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области на основании подпункта "д.1"" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 6 части 3 статьи 33 Областного закона Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О выборах Губернатора Новгородской области".
Поскольку ФИО1 представила недостаточное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области в свою поддержку, суд первой инстанции, признавая законным решение об отказе в регистрации данного кандидата, пришёл к правильному выводу об отсутствии у Избирательной комиссии Новгородской области правовых оснований для регистрации административного истца кандидатом на должность Губернатора Новгородской области.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда, а также постановления Избирательной комиссии области от ДД.ММ.ГГГГ N, являются несостоятельными.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что при разрешении заявленных административных истцом требований отсутствовали причины для запроса у административного ответчика и дальнейшего исследования документов, представленных другими кандидатами на должность Губернатора Новгородской области для регистрации (в том числе подтверждающих сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку этих кандидатов), поскольку ФИО1, которой отказано в регистрации кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в силу положений избирательного законодательства вправе оспаривать решение соответствующей избирательной комиссии об отказе ей в регистрации, а нормы действующего законодательства не наделяют избирательную комиссию полномочиями устанавливать причины неисполнения кандидатом обязанности собрать в поддержку своего выдвижения подписи депутатов. Обстоятельства регистрации других кандидатов на должность Губернатора Новгородской области ни пассивного избирательного права административного истца как лица, не являющегося зарегистрированным кандидатом, ни его активного избирательного права как избирателя не затрагивают.
По этому же основанию судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал доказательства, подтверждающие злонамеренное воспрепятствование сбору подписей со стороны других кандидатов на должность Губернатора Новгородской области. В рамках настоящего административного дела подлежит оценке законность оспариваемого решения Избирательной комиссии Новгородской области, выяснение же обстоятельств проставления подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку других кандидатов на должность Губернатора Новгородской области, не входит в компетенцию Избирательной комиссии, в связи с чем не может повлиять на законность её решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24 декабря 2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", поддержка кандидата выборными лицами местного самоуправления свидетельствует в числе прочего и об определённой интегрированности кандидата в политическую систему общества, соответственно, означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
Как правильно указал в решении суд, ФИО1 наличие такой способности поддержкой выборными лицами местного самоуправления в достаточном количестве муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа, вне зависимости от причин, не подтвердила.
Утверждения ФИО1 о нарушении судом первой инстанции её процессуальных прав, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а также требований пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 3 Протокола N 1 к названной Конвенции, по мнению судебной коллегии, являются голословными.
Дело рассмотрено судом в установленный частью 1 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок. Все заявленные стороной административного истца и другими участвующими в деле лицами ходатайства в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции разрешены. Определение от 9 августа 2022 г. об отказе в принятии административного искового заявления ФИО1 в части вступило в законную силу 17 августа 2022 г. и процессуальные основания для приостановления производства по административному делу до рассмотрения частной жалобы на данное определение отсутствовали. Отказ суда в удовлетворении ходатайства ФИО1 о принятии уточнённых исковых требований, учитывая предмет первоначального административного иска и подлежащие применению правила родовой подсудности, а также сокращённые сроки рассмотрения избирательных дел, являлся правомерным. Установленные статьёй 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципы административного судопроизводства судом первой инстанции при рассмотрении административного дела соблюдены.
При подаче апелляционной жалобы ФИО1 заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии частей 1 и 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктов 1, 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положениям статей 17, 18, 32, 46 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют незарегистрированному кандидату на должность губернатора области обращаться за защитой в суд для обжалования: незаконных действий других кандидатов, когда в результате таких действий нарушается (блокируется) пассивное избирательное право незарегистрированного кандидата; действий (бездействия) избирательной комиссии по жалобе незарегистрированного кандидата на указанные незаконные действия других кандидатов.
Полномочие суда обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению в конкретном административном деле, закреплено частью 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возможно в случае, если при разрешении административного дела суд придёт к выводу о несоответствии закона, применённого или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле, Конституции Российской Федерации.
Поскольку при разрешении и рассмотрении данного административного дела сомнений в конституционности приведённых норм у суда апелляционной инстанции не возникло, определением судебной коллегии от 23 августа 2022 г. в удовлетворении ходатайства о направлении соответствующего запроса в Конституционный Суд Российской Федерации отказано.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе ФИО1, не имеется, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новгородского областного суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.