Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя МО МВД РФ "Дзержинский" Инкина В.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 125 в Тасеевском районе Красноярского края и.о.мирового судьи судебного участка N 18 в Дзержинском районе Красноярского края от 14 января 2022г, решение судьи Дзержинского районного суда Красноярского края от 31 марта 2022 г., вынесенные в отношении межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Дзержинский", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.22 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 125 в Тасеевском районе Красноярского края и.о. мирового судьи судебного участка N 18 в Дзержинском районе Красноярского края от 14 января 2022г, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда Красноярского края МО МВД РФ "Дзержинский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе представитель МО МВД РФ "Дзержинский" Инкин В.И. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив представленные документы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что между гарантирующим поставщиком электроэнергии "данные изъяты" и потребителем МО МВД РФ "Дзержинский" ДД.ММ.ГГГГ заключен долгосрочный государственный контракт энергоснабжения N N, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по ее передаче, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию в порядке и сроки, которые установлены контрактом. МО МВД РФ "Дзержинский" свои обязательства перед гарантирующим поставщиком не выполняет, в связи с чем образовалась задолженность по оплате за потребленную электроэнергию.
Изложенное явилось основанием для привлечения МО МВД России "Дзержинский" к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
Признавая муниципальный отдел виновным в совершении вмененного административного правонарушения, суды пришли к выводу о том, что МО МВД РФ "Дзержинский", имея задолженность по оплате электрической энергии перед поставщиком, не выполнило мероприятий предусмотренных п. 16 (1) Правил полного и (или)частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Однако согласиться с выводами судебных инстанций нельзя, ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно требований статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению обстоятельства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 19.05.2021г "данные изъяты" направлено уведомление N 62729-13 о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления и направить в адрес "данные изъяты" и в адрес сетевой организации или иному лицу, к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты организации, уведомление по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления. Полное ограничение будет произведено "данные изъяты" в течение 1 рабочего дня, после дня получения уведомления по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления путем прекращения подачи электрической энергии с питающих центров сетевой организации; в срок до 24.05.2021г указано на необходимость предоставить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии по приведенным точкам поставки, по адресам: Дзержинский район, с. Дзержинское, ул. Кирова, 1 нежилое здание, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Советская, 9 нежилое здание.
25.05.2021г "данные изъяты" направило МО МВД РФ "Дзержинский" сообщение о невыполнении ими в установленный срок ранее направленного уведомления от 19.05.2021г и уведомило, что в срок до 02.08.2021г муниципальный отдел обязан выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии от внешней сети.
При рассмотрении дела суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, что привело к неправильному рассмотрению настоящего дела.
Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 июня 2003 года "Об электроэнергетике" на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно п. 28, п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям..
В соответствии с п. 40 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ограничение режима потребления вводится при наступлении такого обстоятельства, как нарушение потребителем своих обязательств, выразившегося, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил N 442, ограничение режима потребления вводится по инициативе: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (пп. "а" п. 4 Правил N 442).
В п. 10 Правил N 442 предусмотрена обязанность инициатора введения ограничения: а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления предусмотрен п. 8 Правил N 442.
Правилами N 442 предусмотрены специальные процедуры введения ограничения режима потребления, уведомления о введении такого режима в отношении потребителей, отнесенных к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
В соответствии с п. 7 Правил N 442 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с п. 16 (1) Правил N 442 должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил N 442).
Согласно п. 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
В п. 16 (1) Правил N 442 указано, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил N 442.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления (абз. 5 п. 16 (1) Правил N 442).
Из указанных положений следует, что на потребителя ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям возлагается обязанность: представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения, в данном случае "данные изъяты"", утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Однако, исходя из прямого указания названного выше п. 16 (1) Правил, данная обязанность возлагается на потребителя только после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления, "данные изъяты" не было сделано.
В связи с тем, что уведомление о введении частичного ограничения режима потребления поставщиком не направлялись, а были направлены уведомления сразу на полное ограничение режима, следовательно, мероприятия, предусмотренные п. 16 (1) Правил N 442, заявителем не могли разрабатываться и не могли выполняться, поскольку это не соответствует предусмотренному Правилами N 442 порядку ограничения режима потребления.
Более того, введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил N 442).
Таким образом, в действиях муниципального отдела отсутствует состав вменного административного правонарушения, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании требований пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановил:
жалобу представителя МО МВД Российской Федерации "Дзержинский" Инкина В.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 125 в Тасеевском районе Красноярского края и.о. мирового судьи судебного участка N 18 в Дзержинском районе Красноярского края от 14 января 2022г, решение судьи Дзержинского районного суда Красноярского края от 31 марта 2022г, вынесенные в отношении МО МВД РФ "Дзержинский", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ? отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.