Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай, поданную 9 июня 2022 года, на решение Верховного Суда Республики Алтай от 8 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 мая 2022 года
по административному делу N 3а-7/2022 по административному исковому заявлению Шадоевой Анастасии Сергеевны о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шадоева А.С. (далее- административный истец) обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб, взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату юридических услуг в размере 7 000 рублей.
В обоснование требований указано, что вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 февраля 2019 года исковые требования Шадоевой А.С. удовлетворены, на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность по предоставлению Шадоевой А.С. жилого помещения на территории муниципального образования "город Горно-Алтайск" Республики Алтай. На основании исполнительного листа, выданного судом, возбуждено исполнительное производство, решение суда о предоставлении жилого помещения Шадоевой А.С. на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не исполнено. Длительность исполнения решения суда привела к нарушению прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 8 февраля 2022 года (далее -решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 мая 2022 года, административное исковое заявление Шадоевой А.С. удовлетворено частично, с Респубики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай в пользу административного истца взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки в размере 30 000 рублей, судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату юридических услуг в размере 7 000 рублей. В остальной части административное исковое заявление Шадоевой А.С. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерством финансов Республики Алтай (далее-кассатор) ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Кассатор выражает несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что меры, предпринятые должником для исполнения судебного акта в разумный срок, являются недостаточными и неэффективными, указывая, что уполномоченными исполнительными органами исполнительной власти Республики Алтай приняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда с учетом длительности и сложности процедуры по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд. Указывают, что включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Республики Алтай (будь то приобретение жилья или строительство) требует неукоснительного соблюдения Федерального закона N 44-ФЗ и значительных временных затрат. Кроме того, для заключения с гражданином из числа детей-сирот договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда необходимо, чтобы жилое помещение, приобретённое Министерством регионального развития Республики Алтай, было отнесено к специализированному жилищному фонду и соответствовало всем требованиям (строительным, санитарно-эпидемиологическим и пр.) и уровню благоустройства, предъявляемым к жилым помещениям в соответствующем муниципальном образовании. В настоящее время формирование специализированного жилищного фонда в 2021 году, как и в предыдущие годы, производится преимущественно на первичном рынке, который представлен малоэтажной застройкой в сельской местности. В целях освоения выделенных бюджетных денежных средств Правительством Республики Алтай рассматриваются все варианты, включая приобретение жилых помещений на вторичном рынке. При этом поиск жилья па региональном рынке недвижимости ведётся непрерывно.
Недостаток предложения жилых помещений на вторичном рынке жилья, соответствующих установленным требованиям, является существенным условием, затрудняющим предоставление жилья детям- сиротам в целях исполнения решений судов общей юрисдикции, обязывающих исполнительные органы государственной власти Республики Алтай предоставить жилые помещения. Полагают, что уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Алтай приняты все возможные меры, направленные исполнение указанного решения суда с учетом длительности и сложности процедуры по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд. Судами не приняты во внимание положения пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в соответствии с которыми при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, исполнить иные требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации, представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Статьёй 1 Закона Республики Алтай N 12-РЗ предусмотрено, что Правительство Республики Алтай или уполномоченный им орган государственной власти Республики Алтай однократно предоставляет благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Полагают, что Министерство не является уполномоченным органом на формирование спецжилфонда, непосредственно обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, а также совершение иных процедур, связанных с таким обеспечением, полагаем, что надлежащими ответчиками по делу от публично-правового образования - Республики Алтай, как органы являющиеся главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай, в силу норм, предусмотренных пунктом 5 части 9 статьи 3 Закона N 68-ФЗ, являются: Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство экономического развития Республики Алтай и Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Указывают, что Министерство регионального развития Республики Алтай, ни Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не были привлечены судом первой инстанции к участию в деле. Считают, что выводы суда первой инстанции о неразумности срока исполнения решения суда являются неверными, а также противоречат практике Европейского суда по правам человека, поскольку действующим законодательством не предусмотрено определение понятия разумности срока, эта категория является оценочной. Указывают, что в длительном неисполнении решения суда отсутствует вина Министерства, поскольку Министерство не является уполномоченным органом на совершение установленных законом действий обеспечения жильём детей - сирот. То обстоятельство, что должник по исполнительному производству - Министерство экономического развития Республики Алтай не предоставило жилое помещение истцу, не указывает на наличие вины Министерства по неисполнению решения суда и не может являться основанием для взыскания с Министерства компенсации за неисполнение судебного акта в разумные сроки.
При вынесении решения судом первой инстанции не учтен тот факт, что категория детей-сирот многочисленна и кроме лиц, которых органы государственной власти обязаны обеспечить жильем по решению суда, есть еще список лиц, которые также ожидают своей очереди на обеспечение жильем.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 февраля 2019 года удовлетворены исковые требования Шадоевой А.С. возложена обязанность на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Шадоевой А.С. из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "город Горно-Алтайск".
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 мая 2019 года решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай оставлено без изменения.
Исполнительный лист серии ФС "данные изъяты" по данному делу выдан судом 24 мая 2019 года и 5 июня 2019 года предъявлен административным истцом к исполнению, то есть в пределах срока предъявления исполнительного листа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай на основании данного исполнительного листа 7 июня 2019 года возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
21 июня 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА в адрес Министерства труда, социального развития и занятости населения по Республике Алтай направлено предупреждение о неисполнении решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по РА от 21 июня 2019 года с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай взыскан исполнительский сбор.
20 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОРШ и розыску УФССП по Республике Алтай в адрес Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай направлено требование об исполнении исполнительного документа.
Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 10 марта 2020 года Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31 июля 2020 года произведена замена должника по исполнительному производству на правопреемника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай - Министерство экономического развития Республики Алтай.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 27 августа 2020 года произведена замена должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на его правопреемника - Министерство экономического развития Республики Алтай.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 12 ноября 2020 года Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 ноября 2020 года.
Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 10 декабря 2020 года Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 14 июля 2021 года Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 16 июля 2021 года.
Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 6 августа 2021 года Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
29 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай в адрес Министерства экономического развития Республики Алтай направлено предупреждение о злостном неисполнении решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 24 сентября 2021 года Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 октября 2021 года.
Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 18 ноября 2021 года Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 16 ноября 2021 года Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15 декабря 2021 года.
Постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай от 23 декабря 2021 года Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФСФП по Республике Алтай от 17 декабря 2021 года Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 22 февраля 2022 года.
Кроме того, решением Верховного суда Республики Алтай от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 года, частично удовлетворены исковые требования Шадоевой А.С, с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счёт средств республиканского бюджета в пользу Шадоевой А.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей за период исполнения по 15 сентября 2020 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб, установив, что на момент вынесения обжалуемого решения (8 февраля 2022 года) продолжительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 февраля 2019 года с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (5 июня 2019 года) составила 2 года 8 месяцев 3 дня, общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения в законную силу (15 мая 2019 года) составил 2 года 8 месяцев 24 дня, при этом уже истек предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации шестимесячный срок, с наступлением которого закон связывает возникновение у Шадоевой А.С. права на обращение в суд с настоящим административным иском. Со дня вынесения решения Верховного суда Республики Алтай о присуждении Шадоевой А.С. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (15 сентября 2020 года) до дня принятия решения (8 февраля 2022 года) истек один год четыре месяца двадцать четыре дня. При этом продолжительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 февраля 2019 года с 15 мая 2019 года по 15 сентября 2020 года получила правовую оценку в решении Верховного суда Республики Алтай от 15 сентября 2020 года. Шестимесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истек, с наступлением которого закон связывает возникновение у Шадоевой А.С. права на обращение в суд с настоящим административным иском. Доказательств, подтверждающих выполнение как первоначальным, так и новым должником каких-либо действий, направленных на реальное и своевременное исполнение судебного постановления, суду не представлено.
Материалы исполнительного производства не содержат сведений о предложении административному истцу за указанный период времени каких- либо жилых помещений и отказа от них. При этом сведений, а также доказательств, подтверждающих выполнение должником каких-либо действий, направленных на реальное и своевременное исполнение судебного постановления, ответчиками суду не представлено. Каких-либо сведений, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы административного дела не содержат. Действия Министерства экономического развития Республики Алтай по исполнению данного судебного решения нельзя оценить как эффективные и достаточные для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок. Длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда. Исследуя критерий значимости своевременного исполнения судебного акта для истца, суд учитывает, что в результате длительного неисполнения судебного акта Шадоева А.С. лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище. Судом принято во внимание, что истец относится к категории социально незащищённых граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства.
Указание административных ответчиков на то, что должниками приняты все возможные и достаточные меры, направленные на исполнение решение суда, а срок исполнения судебного акта продиктован необходимостью соблюдения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при формировании специализированного жилишного фонда с целью предоставления жилых помещений из этого фонда детям-сиротам и иным лицам данной категории граждан, дефицитом жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья, ростом цен на жилые помещения, отсутствием земельных участков, пригодных для строительства многоквартирных домов для дальнейшего предоставления жилых помещений указанной категории граждан, численностью лиц, ожидающих своей очереди на обеспечение жильём, не имеют юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования, сложностей межбюджетных отношений и необходимости приобретения жилых помещений на аукционах, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, предназначенных для детей-сирот в городе Горно-Алтайске Республики Алтай, от наличия или отсутствия вины органов публичной власти и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Принимая во внимание обстоятельства, связанные с неисполнением судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, отношение ответчиков к вопросу исполнения данного судебного акта, общую продолжительность срока его неисполнения, значимость его последствий для истца, а также практику Европейского суда по правам человека требуемый истцом размер компенсации в размере 40 000 рублей является завышенным. С учетом совокупности изложенных обстоятельств действия Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, а впоследствии Министерства экономического развития Республики Алтай по исполнению данного судебного решения нельзя оценить как эффективные и достаточные для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок. При этом следует учесть, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.
Министерство финансов Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной финансовой (бюджетной, налоговой) политики в Республике Алтай, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Министерство является финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай, что следует из Положения о Министерстве финансов Республики Алтай, утверждённого постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2018 года N 356. В соответствии с Положением Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Алтай. В связи с чем, исковые требования о взыскании с Министерства экономического развития Республики Алтай компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
В силу части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом таких обстоятельств, как достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
С учетом указанных правовых норм в их правовой взаимосвязи установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
Оценив представленные доказательства, установив, что с момента возбуждения исполнительного производства общий срок исполнительного производства на день рассмотрения дела судом составляет более 2 лет, истек шестимесячный срок, установленный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока обращения с административным иском в суд, и наличии обстоятельств, подтверждающих нарушение права Шадоевой А.С. на исполнение судебного акта в разумный срок, суды правильно пришли к выводу о наличии у заявителя права на присуждение компенсации, поскольку должником не предпринято конкретных, своевременных, достаточных мер для исполнения решения суда.
Размер компенсации определен судами в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" исходя из принципов разумности и справедливости, установленных по делу обстоятельств, по которому допущено длительное неисполнение судебного акта, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, принимая во внимание, что административный истец относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы правильными являются выводы суда о недостаточности и неэффективности принятых для исполнения судебного акта мер, поскольку судами установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что выполненные должником действия, направленных на реальное исполнение решения суда, при отсутствии правового результата не позволяют признать их достаточными и эффективными. Ссылка заявителя жалобы на длительность процедур и затруднения в проведении мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда не опровергают правильности выводов суда о наличии права на присуждение компенсации с учетом длительности неисполнения судебного акта. Следует принять во внимание, что порядок формирования специализированного жилищного фонда, установленный Правительством Республики Алтай, подлежит реализации уполномоченными органами в порядке исполнения возложенных полномочий, т.е. не связан с моментом возбуждения исполнительных производств.
В силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 4 указанного федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 названного федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" прямо предусмотрено, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили специальные нормы и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, регулирующие вопросы взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и взыскали компенсацию с Министерства финансов Республики Алтай, которое в соответствии с полномочиями, установленными "Положением о Министерстве финансов Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2018 N 356, является финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности административным истцом размера компенсации, не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом, основаны на субъективном мнении заявителя.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Взыскивая судебные расходы с истца в пользу ответчика суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах и пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в соответствии с которым разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установив, что материалами дела подтверждается, что интересы Шадоевой А.С. представлял адвокат Буньков А.С, которому произведена оплата оказанных услуг в сумме 7000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от 29 декабря 2021 года, ордером от 25 января 2022 года N 034822, квитанцией об оплате услуг N "данные изъяты" от 29 декабря 2021 года, принимая во внимание характер и категорию спора, продолжительность рассмотрения административного дела, процессуальное поведение сторон, объем и качество выполненной представителем административного истца работы, количество и содержание подготовленных им процессуальных документов, степень участия представителя Бунькова А.С. в судебных заседаниях, отсутствие заявления ответчиков, заинтересованных лиц о чрезмерности суммы заявленных к взысканию судебных расходов, принимая во внимание требования разумности и соблюдения прав лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца с Республики Алтай в лице Министерства финансов республики Алтай за счет средств республиканского бюджета расходов по оплате услуг представителя в сумме 7000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Апелляционной инстанцией поддержаны выводы суда первой инстанции о взыскании судебных расходов. (том, 1, л.д, 222).
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Оснований для отмены судебных актов, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 8 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.