Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-798/2021 (42RS0020-01-2021-001635-51) по иску Токтосуновой М.Ш. к администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и признании права на предоставление социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя Токтосуновой М.Ш. - Овчинникова С.А. на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истец Токтосунова М.Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и признании права на предоставление социальной выплаты
Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" проживала в нем с момента покупки дома отцом с 31 июля 2007 г. В указанном доме она зарегистрирована с 5 декабря 2007 г.
ДД.ММ.ГГГГ ее отец ФИО18 умер, она в порядке универсального правопреемства наряду со своей матерью ФИО8 и братом ФИО17 приняла наследство в виде "данные изъяты" доли в праве от доли, принадлежащей отцу.
Однако, проживание в доме в последнее время становится опасным, так как дом стал разрушаться ввиду горных работ и шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная".
Для переселения граждан из таких домов существует отдельная государственная социально направленная политика.
ФИО1 ссылается на то, что Администрация Осинниковского городского округа в добровольном порядке отказывается включать ее в список граждан для переселения и предоставлять социальную выплату, указывая, в ответе от 26 мая 2021 г. за N на то, что жилой дом по данному адресу, не значится в перечне жилых домов рекомендованных к сносу. Кроме того, 20 мая 2011 г. между администрацией и ФИО18, ФИО9, ФИО11 в лице законного представителя ФИО9, ФИО8, ФИО10 ФИО17 в лице ФИО18 действующего на основании доверенности, ФИО12 было заключено соглашение о социальной выплате для приобретения (строительства) жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ метисного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, За счет данных средств было приобретено в общую собственность всех членов семьи.
Однако с данным отказом истец не согласна, никаких соглашений ни лично, ни через представителей она не заключала, отказ нарушает ее жилищные права, поскольку на улице, где он расположен, жители соседних домов все переселены. Другого жилья в собственности у нее нет.
ФИО9, ФИО18, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13, ФИО14 по решению Осинниковского городского суда была предоставлена социальная выплата за жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Она в этом доме не проживала и зарегистрирована не была.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31 октября 2007 г. по делу N А27-7718/207-4, ОАО "Шахта "Капитальная" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
Решением от 16 августа 2010 г. завершено конкурсное производство в отношении ОАО "Шахта "Капитальная", зарегистрированного 30 июня 1997 г.
По мнению истца, доводы ответчика, изложенные в ответе от 15 мая 2021 г. N, о том, что по заключению СФ ОАО ВНИМИ, составленным в разные периоды, начиная с 29 апреля 1999 г. по 13 октября 2015 г, спорный дом не значится в перечне жилых домов рекомендуемых к сносу в результате ведения горных работ на ликвидируемом горном отводе ОАО "Шахта "Капитальная" являются несостоятельными, так как до нее эти заключения никто не доводил, с ними не знакомил, с момента последнего заключения прошло более 5 лет, почти все владельцы домов по "адрес" лог в "адрес" получили соответствующую компенсацию за жилье, в частности за дом, который находится в 50 метрах от ее дома.
Токтосунова М.Ш. просит признать за ней право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу: "адрес" кадастровый N, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для; шахтерских городов и поселков; обязать ответчика включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном угольном предприятии ОАО "Шахта "Капитальная"; обязать ответчика предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО "Шахта "Капитальная", расположенного по адресу: "адрес", за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета по норме площади жилья 33 кв.м, для одиноко проживающего гражданина и средней рыночной стоимости 1 кв.м, общей площади жилья на территории Кемеровской области - Кузбассу, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м, общей площади жилья по Российской Федерации.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований Токтосуновой М.Ш. к администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и признании права на предоставление социальной выплаты, отказано.
Представителем Токтосуновой М.Ш. - Овчинниковым С.А, действующим на основании доверенности от 7 июня 2021 г. на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 марта 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" был приобретен отцом истца - Токтосуновым Ш. на основании договора купли-продажи жилого дома от 5 июля 2007 г.
По сведениям домовой книги Токтосунова М.Ш. значится зарегистрированной по адресу: "адрес", с 5 декабря 2007 г. по настоящее время.
Истец Токтосунова М.Ш. является собственником доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15 августа 2017 г, выданного после смерти отца Токтосунова Ш, умершего 5 апреля 2014 г, что подтверждается свидетельством о праве на наследство, выпиской из ЕГРН.
Согласно данным технического паспорта БТИ N города Осинники по состоянию на 13 февраля 2015 г. износ дома по "адрес" составляет 67 %.
Из решения Арбитражного суда Кемеровской области от 31 октября 2007 г. (дело N А27-7718/2007-4) следует, что 14 августа 1998 г. внеочередным собранием акционеров должника от 14 августа 1998 г. принято решение о ликвидации ОАО "Шахты Капитальная". 20 декабря 2006 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица (N).
Также в материалы дела представлен приказ Комитета по угольной промышленности при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации от 24 августа 1999 г. N80, согласно которого в соответствии с Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России, утвержденными Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов 25 мая 1998 г, и заданием на проектирование проектной организацией ОАО "Кузбассгипрошахт" был разработан проект ликвидации в том числе ОАО "Шахта Капитальная", который данным приказом был утвержден.
Одновременно с этим в материалы дела представлен Список ветхих домов и жителей, проживающих в них расположенных на горном отводе ОАО "Шахта Капитальная" от 1999 года.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26 июня 2021 г. N следует, что ОАО "Шахта Капитальная", ОГРН N, прекратило свою деятельность 1 сентября 2010 г. в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. При этом в данной выписке указано, что решение о ликвидации было принято 20 декабря 2006 г.
По ходатайству истца, с целью определения пригодности жилого дома по "адрес" для дальнейшего проживания и включения в Списки на предоставление жилья и выплате социальной выплаты, определением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 августа 2021 г. была назначена горно-геологическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФГУП Государственного научно- исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевого научного центра ВНИМИ г.Прокопьевска.
Согласно заключению N/з от 6 октября 2021 г. жилой дом по адресу: "адрес" находится на горном отводе ОАО "Шахта Капитальная", в зоне влияния от его горных работ. Жилой дом по адресу: "адрес" расположен на склоне, крутизна которого достигает 10°. При строительстве дома склон был подрезан, образовалась терраса, на которой расположен дом. Этим был нарушен естественный сток поверхностных вод, нарушились гидрогеологические условия территории, началось замачивание глинистых грунтов, особенно весной, в период снеготаяния, которое сильно уменьшило их прочность на сдвиг и способствовало формированию микрооползня. Жилой дом по адресу: "адрес" согласно данным технического паспорта N от 13 февраля 2015 г, имеет физический износ 67%, то есть является ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, отсутствие конструктивных мер защиты строения, оползневые процессы, сейсмические явления, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ОАО "Шахта "Капитальная", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N428, жилой дом по адресу: "адрес", рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО "Шахта "Капитальная", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих. Техническое состояние жилого дома по адресу: "адрес" находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ОАО "Шахта Капитальная" и с влияние оползневых процессов. Вопросы переселения жителей из "Одиноко стоящих домовладений" относятся к ведению органов местного самоуправления.
Кроме того, из материалов дела также усматривается, что между Администрацией Осинниковского городского округа и Токтосуновым Шарапидином 20 мая 2011 г. был заключен договор N на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахт непригодными для проживания по к критериям безопасности в соответствии с которым администрация обязалась предоставить ФИО18 и членам его семьи ФИО15, ФИО11 ФИО8, ФИО16, ФИО17 за счет средств бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в размере 3 282 300 рублей, а ФИО18 обязался безвозмездно передать Администрацией Осинниковского городского округа жилое помещение расположенное по адресу "адрес".
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", установив, что истец на дату принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта "Капитальная" в 1998 в доме по адресу: "адрес" не проживала, не была в нем зарегистрирована, прав на указанное жилое помещение не имела, данное жилое помещение в указанный период времени не являлось для нее постоянным и единственным местом жительства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для предоставления истцу государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
При этом, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда дополнительно указала на то, что собственник спорного жилого помещения ФИО25 и члены его семьи реализовали свои права на получение социальной выплаты в связи с признанием непригодным для проживания иного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N840 утвержден Перечень мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Статьей 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N428 "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (пункт 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Таким образом, из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N428 от 13 июля 2005 г. следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади граждан и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольных шахт.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Руководствуясь приведенными нормами права, отказывая в удовлетворении требований, суды правильно исходили из отсутствия совокупности условий, необходимых для предоставления социальных выплат, на дату принятия решения о ликвидации шахты: истец и ее отец - ФИО26, наследником которого она является, на дату принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта "Капитальная" в спорном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", не проживали, не были в нем зарегистрированы, прав на указанное жилое помещение не имели, данное жилое помещение в указанный период времени не являлось для них постоянным и единственным местом жительства
В связи с изложенными обстоятельствами суды пришли к правомерному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу: "адрес", кадастровый N, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для; шахтерских городов и поселков и возложении обязанности на ответчика включить истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном угольном предприятии ОАО "Шахта "Капитальная", предоставить социальную выплату для приобретения жилья, поскольку в отношении истца не установлена совокупность условий, для предоставления социальной выплаты.
Доводы кассационной жалобы о фактическом проживании истца в спорном жилом доме с 31 июля 2007 г, то есть проживании в доме на момент принятия решения о ликвидации ОАО "Шахты Капитальная", возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Шахта Капитальная" по упрощенной процедуре на основании определения Арбитражного суда Кемеровской области от 31 октября 2007 г, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании стороной истца норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, фактически повторяют процессуальную позицию истца, изложенную в ходе судебного разбирательства, не свидетельствуют о существенном нарушении судебными инстанциями норм материального и процессуального права, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда в части установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, направлены на переоценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, в связи с чем также не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций, и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Токтосуновой М.Ш. - Овчинникова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.