N 88-14253/2022
г. Кемерово 8 августа 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.
рассмотрел гражданское дело N 2-1607/2021, УИД 22MS0002-01-2021-002900-15 по иску Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" к Фролову Сергею Александровичу о взыскании незаконно полученных денежных средств, по кассационной жалобе Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района г. Барнаула от 26 октября 2021 г, апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 марта 2022 г.
установил:
Краевое государственное казённое учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) обратилось в суд с иском к Фролову С.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств.
В обоснование заявленных требований КГКУ УСЗН по городу Барнаулу указало, что приказом от 1 июня 2020 г. Фролов С.А. был признан в установленном законом порядке безработным с 26 мая 2020 г, пособие по безработице было назначено в минимальном размере.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчёта 3 000 руб. за каждого ребёнка одному из родителей, приёмных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю); гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне- сентябре 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчёта 3 000 руб. за каждого ребёнка одному из родителей, приёмных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Фролову С.А было назначено пособие по безработице с доплатой на детей в период с 26 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г. в размере 5 175 руб. в месяц, в период с 1 июня 2020 г. по 25 августа 2020 г. в размере 11 175 руб. в месяц.
Впоследствии было установлено, что супруга Фролова С.А. - Ф. в установленном законом порядке была признана безработной с 9 июня 2020 г. и получала доплату на детей. Таким образом, за период с 9 июня 2020 г. по 3 августа 2020 г. Фроловым С.А. незаконного получена доплата на детей в размере 10 635 руб. 64 коп.
10 марта 2021 г. в адрес Фролова С.А. направлена претензия о возврате незаконно полученных денежных средств.
На основании изложенного, КГКУ УСЗН по городу Барнаулу, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просило суд взыскать с Фролова С.А. незаконно полученные денежные средства в размере 10 980 руб. 64 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района г. Барнаула от 26 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований КГКУ УСЗН по городу Барнаулу к Фролову С.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств отказано.
В поданной КГКУ УСЗН по городу Барнаулу кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района г. Барнаула от 26 октября 2021 г, апелляционного определения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящие кассационные жалобы рассматриваются в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из обжалуемых судебных постановлений, таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Российская Федерация ? это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Фролова С.А. 26 мая 2020 г. в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с пунктом 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации пункт 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчёт ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4(1) Временных правил).
При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (пункт4(3) Временных правил).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 рублей.
Пункт 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" также устанавливает, что гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребёнка одному из родителей, приёмных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю); гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - сентябре 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребёнка одному из родителей, приёмных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 мая 2020 г. Фролов С.А. подал в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
На основании представленных документов Фролов С.А. был поставлен на учёт в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу, ему было назначено пособие по безработице с 26 мая 2020 г. по 25 августа 2020 г. в размере 1 725 руб.
Приказом КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от 2 июля 2020 г. Фролову С.А. изменён порядок начисления пособия по безработице с 1 июня 2020 г. по 25 августа 2020 г, назначено выплачивать пособие с учётом наличия несовершеннолетних детей в следующих размерах: с 26 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г. в размере 5 175 руб, с 1 июня 2020 г. по 25 августа 2020 г. в размере 11 175 руб. в месяц.
Приказом КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от 2 июля 2020 г. Фролов С.А. снят с регистрационного учёта с 11 ноября 2020 г. в связи с отказом от посредничества органов службы занятости на основании личного письменного заявления гражданина от 12 ноября 2020 г.
Согласно справке от 24 сентября 2021 г, супруга Фролова С.А. зарегистрирована в качестве безработного с 9 июня 2020 г, с 1 июня 2020 г. ей начислена надбавка к пособию по безработице на детей.
В соответствии с актом N от 19 августа 2020 г. КГКУ УСЗН по городу Барнаулу установило факт незаконного получения Фроловым С.А. пособия по безработице за период с 9 июня 2020 г. по 3 августа 2020 г. в размере 10 980 руб. 64 коп.
10 марта 2021 г. в адрес Фролова С.А. направлено требование в котором КГКУ УСЗН по городу Барнаулу предложило ответчику в срок до 10 апреля 2021 г. полностью погасить задолженность в размере 10 635 руб. 64 коп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных КГКУ УСЗН по городу Барнаулу исковых требований о взыскании с Фролова С.А. незаконно полученного пособия по безработице, мировой судья, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 1102, пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 г, пришёл к выводу о том, что оснований для взыскания с Фролова С.А. денежных средств не имеется, поскольку истцом не доказан факт недобросовестности ответчика при получении истребуемых сумм.
При этом мировой судья исходил из того, что при обращении в орган социальной защиты населения ответчику не разъяснялась необходимость представления сведений о получении супругой доплаты на детей, и последствия повторного направления им свидетельств о рождении детей, если ранее это было сделано супругой.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьёй 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, установив, что Фролов С.А. не был уведомлён истцом о невозможности получения доплаты к пособию на детей двумя родителями, порядок получения доплаты на детей ответчику истцу не разъяснялся, руководствуясь приведёнными выше нормами права, в том числе положениями пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства бесспорно свидетельствующие о недобросовестности со стороны ответчика в незаконном получении надбавки к пособию по безработице в связи с наличием у ответчика несовершеннолетних детей, умышленном сокрытии информации о получении такой надбавки его супругой с целью получения пособия по безработице в повышенном размере.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, изложены в обжалуемых судебных постановлениях и дополнительном обосновании не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны истца в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки судебными инстанциями, нашли верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку мировым судьёй и судом апелляционной инстанции материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района г. Барнаула от 26 октября 2021 г, апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" - без удовлетворения.
Судья С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.