Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Зайцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5559/2022 (УИД 24RS0056-01-2019-000968-77) по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, обществу с ограниченной ответственностью "Региональная государственная экспертиза", обществу с ограниченной ответственностью "НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект", индивидуальному предпринимателю Грималюк Ольге Романовне о признании недействительными постановления об изменении расположения красных линий, разрешения на реконструкция, проектной документации, положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, признании постройки самовольной и ее сносе
по кассационной жалобе Администрации г. Красноярска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Центрального района города Красноярска действуя в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к ответчикам.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г. Красноярска во взаимодействии со Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ОНДиПР по городу Красноярску, ГУ МЧС России по Красноярскому краю проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении реконструкции нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес"
В ходе проведенной проверки надзорными органами выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства при разработке проектной документации "Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес"", а также при выдаче положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 27августа 2018 г.
Положительное заключение экспертизы от 27 августа 2018 г. ООО "Региональная негосударственная экспертиза" содержит раздел 3.2.9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", подготовленный экспертом ФИО7 Заключение содержит вывод о соблюдении требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также свода правил СП 4.13130.2013 при проектировании здания по "адрес", в частности вывод о том, что расстояние до зданий 1-3 степени огнестойкости составляет не менее 6 метров, что согласно проекту реконструкции соблюдено, поскольку реконструируемое здание по "адрес" находится на расстоянии не менее 6 метров от рядом расположенного здания почты по "адрес".
Вместе с тем, согласно заключению специалиста от 6 февраля 2019 г. - государственного инспектора отдела надзора за строительством спортивных сооружений Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО8 противопожарное расстояние до граничащего с проектируемым зданием с севера 4-х этажного административного здания по "адрес" составляет 5, 5 метра, что является нарушением пункта 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям".
Следовательно, указанные в положительном заключении, а также в проектной документации реконструируемого объекта выводы относительно соответствия противопожарного разрыва (не менее 6 метров) между проектируемым и соседним зданием, являются недостоверными, в связи с чем, не имелось оснований для выдачи разрешения на реконструкцию.
Также выявлены нарушения со стороны администрации г. Красноярска при принятии постановления от 28 апреля 2017 г. N 278 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск" в части, касающейся изменения расположения красных линий вдоль земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено реконструируемое здание.
Согласно разделу 3.2.2. "Схема планировочной организации земельного участка" положительного заключения экспертизы от 27 августа 2018 г. ООО "Региональная негосударственная экспертиза", выводы экспертов относительно соблюдения градостроительного законодательства при проектировании объекта строительства основаны на Проекте планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск (далее - ПП УДС), утвержденном постановлением администрации г. Красноярска от 25 декабря 2015 г. N833, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации г. Красноярска от 28 апреля 2017 г. N 278.
Вместе с тем, постановление администрации г. Красноярска от 28 апреля 2017 г. N278 "Об утверждении проекта внесения изменений в ПП УДС" принято с нарушением требований действующего законодательства и подлежит отмене.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) земельный участок под реконструируемым объектом размещен в территориальной зоне "Многофункциональная зона" (МФ). В соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 18 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 (далее - ПЗЗ), в перечне основных видов разрешенного использования земельного участка указано общественное питание. Применительно к указанному земельному участку установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства: минимальный размер земельного участка - 0, 01 га, отступ от красной линии - не менее 6 метров.
Красная линия в составе ПП УДС по постановлению администрации г. Красноярска N 833 от 25 декабря 2015 г. была установлена по границе земельного участка объекта реконструкции.
В связи с принятием постановления администрации г. Красноярска от 28 апреля 2017 г. N 278 вдоль земельного участка с кадастровым номером N, на котором размещен объект реконструкции, красная линия установлена с отступом от границ участка на 6 метров в сторону проезжей части "адрес", в связи с чем, в настоящее время красная линия вдоль указанного земельного участка П-образно огибает контур его границ, уменьшая при этом территорию общего пользования, на которой размещен "адрес".
В результате принятия постановления N 278 от 28 апреля 2017 г. на указанном участке будет невозможно выполнить расширение проезжей части, устройство технических тротуаров для обслуживания проезжей части "адрес" либо ремонт тротуаров, поскольку реконструкция и капитальный ремонт линейных сооружений (в данном случае дороги, в том числе с ее элементами: газонами, тротуарами) может выполняться только в границах красных линий (статьи 1, 34, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования, с учетом последнего заявления об уточнении исковых требований от 31 июля 2020 г. просил:
в части требований к администрации города Красноярска - признать недействительным с момента принятия постановление от 28 апреля 2017 г. N278 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск" в части, касающейся изменения расположения красных линий вдоль земельного участка с кадастровым номером N;
в части требований к администрации города Красноярска и Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска - признать недействительным разрешение на реконструкцию от 30 августа 2018 г. N, выданное ИП Грималюк О.Р. в отношении объекта "Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес"
в части требований к ООО "НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект" - признать недействительной проектную документацию "Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес"
в части требований к ООО "Региональная негосударственная экспертиза" - признать недействительным Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в отношении объекта "Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" утверждённое 27 августа 2018 г.;
в части требований к ИП Грималюк О.Р. - признать объект незавершенного строительства (реконструкции), расположенный по адресу: "адрес" самовольной постройкой, возложить обязанность осуществить снос вновь возведенной самовольной постройки, расположенной по адресу: "адрес", в части здания, выступающего над уровнем земли, возведенного на основании разрешения на строительство от 30 августа 2018 г. N, в порядке, предусмотренном статьями 55.30, 55.31, 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 26 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований прокурору Центрального района г. Красноярска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено.
Гражданское дело в части требований прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным с момента принятия постановления от 28 апреля 2017 г. N 278 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск" в части, касающейся изменения расположения красных линий вдоль земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300244:42 направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Красноярска.
В остальной части принято новое решение.
Признано недействительным разрешение на реконструкцию от 30 августа 2018 г. N, выданное ИП Грималюк О.Р. в отношении объекта "Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес"
На ИП Грималюк О.Р. возложена обязанность осуществить снос самовольной постройки, расположенной по адресу: "адрес" в части здания, выступающего над уровнем земли, возведенного на основании разрешения на строительство от 30 августа 2018 г. N, в порядке, предусмотренном статьями 55.30, 55.31, 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
14 июля 2022 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2022 г. В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Красноярского края, Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края.
17 августа 2022 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции от представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. поступило заявление об отказе от кассационной жалобы, в котором указано, что последствия отказа заявителю понятны.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськова Ю.С. не возражала против принятия отказа от кассационной жалобы и прекращении производства по кассационной жалобе представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили.
Ходатайства Грималюк О.Р. и её представителя Гурко И.Н. об отложении судебного заседания оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием оснований.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменного заявления представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Как следует из материалов дела отказ представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. от кассационной жалобы не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы кассатора, истца, ответчиков, а также права и законные интересы иных лиц.
При таких обстоятельствах, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает возможным принять отказ представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. от кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2022 г. и прекратить производство по кассационной жалобе.
Руководствуясь частями 1, 2 статьи 39, пунктом 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
принять отказ представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. от кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2022 г.
Прекратить производство по кассационной жалобе представителя Администрации г. Красноярска Харисовой М.Х.
Разъяснить, что согласно части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по кассационным жалобе, повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд с кассационными жалобой не допускается.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.