Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5897/2021 (УИД 55RS0001-01-2021-009687-51) по иску Альт Веры Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области на решение Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области Шмелевой Н.П, действующей на основании доверенности от 25 июня 2021 г. N и принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Омской области Бахваловой Е.В, действующей на основании доверенности от 2 февраля 2022 г. N, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Альт Веры Юрьевны - Положенцевой С.Ю, действующей на основании доверенности от 5 октября 2021 г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Альт Вера Юрьевна (далее - Альт В.Ю, истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (далее - МИФНС N 8 по Омской области, ответчик) о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, морального вреда.
В обоснование заявленных требований Альт В.Ю. указала, что с 7 июля 2004 г. принята в МИФНС России N 12 по Омской области на государственную должность специалистом 1-ой категории отдела налогообложения юридических лиц. На основании приказа начальника МИФНС России N 6 по Омской области от 24 июня 2021 г. N служебный контракт расторгнут по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Полагает, что при начислении и выплате, причитающейся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе компенсации, компенсации за неиспользованный отпуск и при расчете отпускных в период работы работодателем не были учтены выплаты средств материального стимулирования.
Альт В.Ю. просила суд взыскать с МИФНС России N 8 по Омской области недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 125469, 12 рублей, за вычетом НДФЛ в размере 16310, 99 рублей, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 43229, 59 рублей, компенсацию за задержку выплаты при сокращении в размере 4830, 56 рублей, компенсацию за задержку выплаты при оплате неиспользованного отпуска в размере 1664, 34 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей; обязать МИФНС России N 8 по Омской области самостоятельно рассчитать и выплатить задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г, с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г, с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. с учетом не включенных в расчет денежного содержания сумм средств материального стимулирования.
Поскольку расчетные документы, отражающие полный расчет произведенных выплат, получены только 10 сентября 2021 г, полагает, что пропустила срок обращения в суд за судебной защитой нарушенного права по уважительной причине и просит его восстановить.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
С МИФНС N 8 по Омской области в пользу Альт В.Ю. взыскана недоплаченная компенсация при сокращении с государственной гражданской службы в размере 80864, 64 руб. (без учета вычета НДФЛ в размере 2628 руб.), компенсация за неиспользованный отпуск в размере 43068, 55 руб. (без учета вычета НДФЛ 5599 руб.), недоплаченные отпускные за период отпуска с 14 апреля 2021 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 11088, 76 руб. (без учета вычета НДФЛ 1441, 54 руб.), а также компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе представитель МИФНС России N 8 по Омской области просит об отмене решения Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в соответствующем году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Данные выплаты не носят системный характер и не являются гарантированными выплатами в структуре денежного содержания и осуществляются по отдельным локальным актам государственного органа, не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.
Осуществляя выплаты Альт В.Ю. без учета сумм материального стимулирования, ИФНС N8 по Омской области действовала строго в пределах своих полномочий, руководствовалась исключительно нормами действующего законодательства, следовательно, доказательства наличия морального вреда, наличия каких-либо негативных последствий, равно как и причинно-следственной связи между оспоренными действиями Инспекции и какими-либо негативными последствиями, отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении требования истца о взыскании морального вреда.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Альт В.Ю. - Положенцевой С.Ю. принесен письменный отзыв.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Альт В.Ю. с 7 июля 2004 г. была принята в МИФНС России N 12 по Омской области на государственную должность специалистом 1 категории отдела налогообложения юридических лиц. С 30 августа 2017 г. замещала должность государственной гражданской службы главного государственного налогового инспектора отдела контрольной работы МИФНС России N 6 по Омской области.
В соответствии с условиями служебного контракта N от 15 августа 2005 г, а также соглашений о внесении изменений в служебный контракт и карточками-справками Альт В.Ю. установлено следующее денежное содержание: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере 5637 рублей в месяц; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1788 рублей в месяц; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада - 1692 рубля; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 90 процентов этого оклада 5074 рубля; ежемесячное денежное поощрение в размере 5637 рублей в месяц; районный коэффициент 1, 15 - 2974, 20 рубля.
Приказом МИФНС России N 6 по Омской области от 24 июня 2021 г. N служебный контракт N от 15 августа 2005 г. расторгнут, Альт В.Ю. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная пунктом 3.1. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 117362, 82 руб, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 62, 42 дня в сумме 80310, 20 руб.
Кроме того, из материалов дела следует, что в период с 2018 по 2020 годы истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска.
При расчете среднего заработка для выплаты Альт Е.А. указанных компенсаций, а также денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске, не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу на основании приказов МИФНС России N 6 по Омской области.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Альт В.Ю. в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования в части взыскания с МИФНС N 8 по Омской области в пользу Альт В.Ю. недоплаченной компенсации при сокращении с государственной гражданской службы в размере 80864, 64 руб. (без учета вычета НДФЛ в размере 2628 руб.), компенсации за неиспользованный отпуск в размере 43068, 55 руб. (без учета вычета НДФЛ 5599 руб.), недоплаченные отпускные за период отпуска с 14 апреля 2021 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 11088, 76 руб. (без учета вычета НДФЛ 1441, 54 руб.), а также компенсации морального вреда в размере 5000 руб, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемым за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем, подлежат учету при расчете среднего заработка государственного гражданского служащего для компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением, а также при расчете денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г. решение Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы Указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры, либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в действовавшей в спорный период редакции).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в действовавшей в спорный период редакции, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", в редакции до внесения изменений Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N749, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в редакции до внесения изменений Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N749)
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В материалы дела представлены приказы Федеральной налоговой службы о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих от 6 апреля 2017 г. N, от 30 июня 2017 г. N от 14 сентября 2017 г. N от 4 декабря 2017 г. N от 5 апреля 2018г. N от 9 июля 2018 г. N от 17 сентября 2018 г. N от 5 декабря 2018 г. N от 16 апреля 2019 г. N N от 3 июля 2019 г. N от 25 сентября 2019 г. N от 3 декабря 2019 г. N от 6 апреля 2020 г. N от 25 июня 2020 г. N от 18 сентября 2020 г. N от 4 декабря 2020 г. N принятые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.
Данными приказами начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации предоставлено право принятия решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
В целях реализации приказов Федеральной налоговой службы Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области приняты приказы об утверждении общего рейтингового балла и о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 17 апреля 2016 г. N, от 10 июля 2017 г. N от 20 сентября 2017 г. N от 11 декабря 2017г. N от 11 апреля 2018 г. N от 16 июля 2018 г. N от 24 сентября 2018 г. N от 7 декабря 2018 г. N от 22 апреля 2019 N от 8 июля 2019г. N от 26 сентября 2019 г. N от 5 декабря 2019 г. N от 15 апреля 2020 г. N от 29 июня 2020 г. N от 22 сентября 2020 г. N от 8 декабря 2020 г. N N от 15 апреля 2021 г. N которыми начальникам (исполняющим обязанности начальников) территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Омской области поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа, в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций.
В соответствии с перечисленными приказами Управления Федеральной налоговой службы по Омской области МИФНС России N по Омской области приняты приказы об утверждении коэффициентов приоритетности направления работ и материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Средства материального стимулирования были выплачены истцу на основании приказов МИФНС России N 6 по Омской области от 13 июня 2018г. N, от 25 июня 2018 г. N, от 29 апреля 2019 г. N, от 25 июля 2019 г. N, от 5 ноября 2019 г. N, от 20 декабря 2019 г. N, от 20 декабря 2019 г. N, от 26 марта 2020 г. N, от 28 апреля 2020 г. N, от 8 мая 2020 г. N, от сентября 2020г. N, от 23 ноября 2020 г. N, от 24 декабря 2020 г. N, от 24 мая 2021 г. N, от 22 июня 2021 г. N.
Таким образом, МИФНС России N 6 по Омской области производила начисление и выплату государственным гражданским служащим материального стимулирования в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих.
С учетом изложенного, суды верно указали что материальное стимулирование выплачено Альт В.Ю. в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства Российской Федерации, в силу чего указанные суммы следует учитывать в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Указанный вывод в полном объеме согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, в соответствии с которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5, 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.
Доводы жалобы о неправильном определении судами правовой природы полученных истцом выплат в виде материального стимулирования, основаны на неверном толковании ответчиком норм материального права, поскольку по своей правовой природе материальное стимулирование производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть относятся к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами.
Ссылка в жалобе на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 г. N 14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих" не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Как следует из вышеприведенного письма, в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих, не согласуется с положениями Правил исчисления денежного содержания, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период.
Произведенный судом расчет взысканных компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания на период оплачиваемого отпуска сторонами не обжалуется, в связи с чем, в данной части решение предметом проверки судебной коллегии не является. Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований также не является предметом проверки судом кассационной инстанции, поскольку в указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 16 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.