Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N 26OS0000-04-2021-000654-61 (3а-61/2022) по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, пояснения представителя административного истца Зафирова С.В, принимавшего участие посредством веб-конференции, представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Сахаровой В.Э, принимавшей участие посредством видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Тандер" (далее по тексту - АО "Тандер") обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в котором просило:
установить по состоянию на 06 февраля 2020 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:189, площадь 482 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 3 970 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:63, площадь 486, 9 кв.м, адрес: "адрес", 34, в размере его рыночной стоимости, составляющей 6 603 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N:1291, площадь 607, 4 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 6 562 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:546, площадь 572 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 4 608 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N:3801, площадь 500, 1 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 6 758 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:536, площадь 410, 5 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 4 665 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:485, площадь 335, 1 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 3 909 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N:13487, площадь 537 кв.м, адрес: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 7 191 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:86, площадь 1214, 7 кв.м, адрес: "адрес" "адрес" "адрес" в размере его рыночной стоимости, составляющей 7 196 000 рублей;
установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N:232, площадь 8734, 3 кв.м, адрес: "адрес", в районе нежилого здания N 7а, в квартале 437, в размере его рыночной стоимости, составляющей 137 055 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости на спорные даты завышена, не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права, поскольку влияет на размер налоговых платежей; представил отчеты об оценке N К/21-87-47, N К/21-87-48 от 23 августа 2021 г, подготовленные частнопрактикующим оценщиком Кондратьевым Е.П.; отчеты об оценке N 3-07-2021, N 1-07-2021, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Оценка. Право. Кадастр".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза плюс" (далее по тексту - ООО "Экспертиза плюс").
По результатам проведения экспертизы размер рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N:189 по состоянию на 06 февраля 2020 г. составил 4 407 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:63, по состоянию на 01 января 2019 г. составил 6 780 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N:1291 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 8 198 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:546 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 5 258 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N:3801 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 9 459 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:536 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 6 535 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:485 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 4 290 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N:13487 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 8 840 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:86 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 7 372 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:232 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 188 796 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административный истец в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) уточнил заявленные требования, просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с учетом результатов судебной оценочной экспертизы.
Решением Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме; по состоянию на 01 января 2019 г. установлена равная рыночной кадастровая стоимость в отношении:
- нежилого здания с кадастровым номером N:63 в размере 6 780 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N:1291 в размере 8 198 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:546 в размере 5 258 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N:3801 в размере 9 459 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:536 в размере 6 535 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:485 в размере 4 290 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N:13487 в размере 8 840 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:86 в размере 7 372 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:232 в размере 188 796 000 рублей;
по состоянию на 06 февраля 2020 г. установлена равная рыночной кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N:189 в размере 4 407 000 рублей.
Названным решением установлена дата обращения АО "Тандер" с заявлением в Ставропольский краевой суд - 08 ноября 2021 г.; указано, что установленная решением кадастровая стоимость объектов недвижимости учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Полагая, что названный выше судебный акт является незаконным и необоснованным, Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее по тексту - ГБУ СК "Ставкрайимущество") обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. изменить в части; исключить ГБУ СК "Ставкрайимущество" из числа административных ответчиков по делу и привлечь его к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В материалы дела от представителя административного истца Штомпеля А.Н. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ГБУ СК "Ставкрайимущество" Сахарова В.Э. поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.
Представитель административного истца Зафиров С.В. против доводов жалобы возражал, просил судебную коллегию оставить решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Информация о движении дела, дате, времени и месте судебного разбирательства размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (3ap.sudrf.ru).
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы на решение Ставропольского краевого суда от 25 февраля 2022 г, заслушав объяснения представителя ГБУ СК "Ставкрайимущество" Сахаровой В.Э, представителя административного истца Зафирова С.В, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что АО "Тандер" является собственником названных выше объектов недвижимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" по состоянию на 01 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость
- нежилого здания с кадастровым номером N:63 в размере 9 390 757, 20 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N1291 в размере 11 290 977, 55 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:546 в размере 7 463 535, 91 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:536 в размере 9 290 755, 36 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:485 в размере 6 054 856, 82 рублей.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 октября 2020 г. N 1160 в приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 08 октября 2020 г. N 1119 "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" внесены изменения, согласно которым по состоянию на 01 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость
- нежилого помещения с кадастровым номером N:3801 в размере 13 146 672, 71 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:232 в размере 266 315 172, 66 рублей.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2020 г. N 1431 в приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" внесены изменения, согласно которым по состоянию на 01 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость
- нежилого помещения с кадастровым номером N:13487 в размере 12 314 057, 04 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N:86 в размере 10 180 741, 40 рублей.
Актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 14 февраля 2020 г. N 24 по состоянию на 06 февраля 2020 г. определена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N:189 в размере 7 688 830, 43рублей.
Данные обстоятельства нашли подтверждение в представленных в суд апелляционной инстанции письменных ответах ГБУ СК "Ставкрайимущество", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, а также подтверждаются имеющимися в материалах дела сведениями из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, в соответствии с частью 1 статьи 245 которого юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснений, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Являясь правообладателем объектов недвижимости, административный истец вправе оспаривать его кадастровую стоимость, учитываемую при исчислении налоговых платежей.
В соответствии с частью 2 статьи 3 регулирующего отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, пришел к верному выводу о том, что кадастровая стоимость объекта может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 г. N 15-П сформулирован ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, правомерно решил, что определенная экспертом рыночная стоимость является достоверной и определилее размер на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными.
Оспаривая достоверность установленной кадастровой стоимости, истец представил отчеты об оценке N К/21-87-47, N К/21-87-48 от 23 августа 2021 г, подготовленные частнопрактикующим оценщиком Кондратьевым Е.П.; отчеты об оценке N 3-07-2021, N 1-07-2021, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Оценка. Право. Кадастр".
В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленного отчета, судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Экспертиза плюс".
По результатам проведения экспертизы представлено заключение от 24 января 2022 г. N 430, согласно которому размер рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N:189 по состоянию на 06 февраля 2020 г. составил 4 407 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:63, по состоянию на 01 января 2019 г. составил 6 780 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N:1291 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 8 198 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:546 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 5 258 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N:3801 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 9 459 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:536 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 6 535 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:485 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 4 290 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N:13487 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 8 840 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N:86 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 7 372 000 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N232 по состоянию на 01 января 2019 г. составил 188 796 000 рублей.
Проанализировав вышеназванное заключение в части выводов о величине рыночной стоимости, суд первой инстанции верно признал его надлежащим доказательством, отвечающим требованиям допустимости и относимости.
Заключение судебной оценочной экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, оно включает в себя подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Рыночная стоимость объекта мотивированно определялась экспертом с использованием доходного подхода методом прямой капитализации.
Экспертом верно определен сегмент рынка исследования, исходя из назначения и фактического использования объектов недвижимости: коммерческая недвижимость.
В рамках доходного подхода эксперт определилбазу, на основе которой производится определение рыночной стоимости. Такой базой является потенциальный валовый доход, который определен на основе прогнозируемого или реального годового дохода, приносимого объектом недвижимости в течение года. Для определения ставки арендной платы взяты среднерыночные данные по сдаче аналогичных объектов в аренду. В указанных целях эксперт выбрал четыре объекта-аналога к каждому объекту оценки, сопоставимые по ценообразующим факторам; применил соответствующие корректировки. В результате примененных корректировок эксперт рассчитал потенциальный валовый доход для каждого объекта от сдачи в аренду в год; произвел расчет действительного валового дохода, операционных расходов на содержание объекта, чистый операционный доход за один год и, применив ставку капитализации, исходя из ликвидности объекта, определилрыночную стоимость объектов недвижимости.
Содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Экспертное заключение являлось предметом исследования в суде первой инстанции и получило надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права отсутствуют.
Каких-либо допустимых и относимых сведений, опровергающих рыночную стоимость, установленную в судебном порядке, автором апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции представлено не было. Оснований для назначения по делу повторной, дополнительной судебной оценочной экспертизы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Что касается доводов апелляционной жалобы ГБУ СК "Ставкрайимущество" о неверном определении судом его в качестве ответчика, то вопреки данной позиции, при определении надлежащего ответчика суд пришел к верному выводу о том, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является данное учреждение, поскольку им была определена кадастровая стоимость.
Указанные выводы следуют из акта ГБУ СК "Ставкрайимущество" об определении кадастровой стоимости от 14 февраля 2020 N 24, согласно которому кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N:189 по состоянию на 06 февраля 2020 г. составила 7 688 830, 43 рублей.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В силу пункту 2 части 1 статьи 7 названного Федерального закона определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.
При этом в силу частей 3, 5 названной статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Ставропольского края наделено ГБУ СК "Ставкрайимущество", что следует из приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении ГБУ СК "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Таким образом, в отношении рассматриваемых правоотношений ГБУ СК "Ставкрайимущество" является надлежащим ответчиком, подлежащим привлечению к участию в деле.
Указанное подтверждается правовой позицией, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос N 10 Обзора судебной практики N 2 (2021) от 30 июня 2021 г, согласно которой в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (подпункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"). Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (частью 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости содержатся в акте об их утверждении, который является итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, доводы автора апелляционной жалобы о том, что ГБУ СК "Ставкрайимущество" не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, основаны на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку автор апелляционной жалобы не учитывает, что применительно к нормам Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и разъяснениями, изложенными Верховным Судом Российской Федерации органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а в данном конкретном случае органом, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, является непосредственно ГБУ СК "Ставкрайимущество", которое было обоснованно привлечено судом к участию в деле в качестве административного ответчика.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
С учетом приведенных разъяснений, поскольку на момент вынесения решения суда в отношении нежилого здания с кадастровым номером N:485 и нежилого помещения с кадастровым номером N:13487 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, резолютивная часть решения подлежит дополнению указанием на период действия кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на период применения определенной судом кадастровой стоимости
нежилого здания с кадастровым номером N:485 с 01 января 2020 г. по 01 февраля 2022 г.;
нежилого помещения с кадастровым номером N:13487 с 01 января 2020 г. по 30 октября 2021 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 04 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.