Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-53/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. N 54/14 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Ростовские тепловые сети" (N) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год" и N 54/16 "О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО "Ростовские тепловые сети" (N) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год" в части компонента на тепловую энергию, по апелляционной жалобе ООО "Ростовские тепловые сети" на решение Ростовского областного суда от 10 марта 2022 г. об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителей административного истца Андреевой С.М, Сеничкина А.Ю, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Задорожней А.Ю, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ООО "Ростовские тепловые сети" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее также тарифный орган, Региональная служба) от 18 декабря 2020 г. N 54/14 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Ростовские тепловые сети" (N) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год" (далее - постановление N 54/14) в полном объеме и постановления N 54/16 "О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО "Ростовские тепловые сети" (N) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год" (далее - постановления N 54/16) - в части утвержденного компонента на тепловую энергию.
Решением Ростовского областного суда от 10 марта 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Региональной службой по тарифам Ростовской области, а также прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, с просьбой оставить решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ростовской области является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих тарифов в сфере теплоснабжения закреплены в разделе 2 (пункт 2.1.4) Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. N 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
ООО "Ростовские тепловые сети" является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию, горячее водоснабжение потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Ростова-на-Дону.
Для Общества 2021 г. являлся третьим годом второго долгосрочного периода регулирования, включающего в себя 2019-2023 гг. Расчет тарифов производился методом индексации.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Общества от 29 апреля 2020 г. Региональной службой 7 мая 2020 г. было открыто дело о корректировке тарифов.
18 декабря 2020 г. тарифным органом утверждено постановление N 54/14, которым изменены утвержденные постановлением Региональной службы от 19 марта 2020 г. N 8/1 на долгосрочный период регулирования (2019-2023 годы) значения тарифов на тепловую энергию на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря 2021 г.
Также 18 декабря 2020 г. Региональной службой принято постановление N 54/16, которым изменены утвержденные постановлением органа регулирования от 20 декабря 2018 г. N 85/14 на тот же долгосрочный период регулирования значения тарифов на горячую воду на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря 2021 г. (компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию).
Обращаясь в суд с административным иском, Общество указало, что при установлении тарифов на тепловую энергию и на горячую воду (в части компонента на тепловую энергию) Региональной службой необоснованно уменьшен объем необходимой валовой выручки на 476 874 981, 78 руб. - сумму затрат по договору от ДД.ММ.ГГГГ г. N с ФИО8
Как следует из материалов дела, в соответствии с названным договором ФИО9 обязалось осуществить подключение объекта Общества - теплофикационной камеры N 801 к центральной котельной для создания недостающей дополнительной мощности.
Постановлением Региональной тарифной службы от 15 июля 2014 г. N 34/4 Обществу была установлена плата за подключение по указанному договору объекта ФИО10 с подключаемой тепловой нагрузкой 100 Гкал/час в сумме 761 573 тыс.руб.
Из данной суммы в предшествующих периодах регулирования Обществу было компенсировано за счет установления индивидуальной платы за подключение с потребителями и частично при установлении тарифов всего 284 698 018, 22 руб. Оставшаяся разница в сумме 476 874 981, 78 руб, не включенная в тарифы, является предметом настоящего спора.
Общество просило учесть спорные затраты по статьям "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов" в сумме 64 553, 93 тыс.руб. (как фактические неподконтрольные расходы 2019 г.) и "Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности" в сумме 304 629, 2 тыс.руб, либо в случае невозможности учета по данным статьям, учесть затраты в статье "Экономически обоснованные расходы, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду" в сумме 475 875 тыс.руб.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
В силу пункта 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Учитываемая при расчете корректировки НВВ фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году (в рассматриваемом случае это 2019 г.), определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, согласно пункту 55 Методических указаний, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формуле (26) и включает в себя фактические неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования. В данную величину включаются расходы, связанные с изменениями требований законодательства, изменениями состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (без учета расходов, учтенных при определении операционных расходов), и другими изменениями величины неподконтрольных расходов.
По данной статье административным истцом оспаривается дополнительный учет в фактических расходах на 2019 г. затрат, связанных с подключением объектов в 2019 г. по договору с ФИО11 по договору от ДД.ММ.ГГГГ г. N
Между тем тарифным органом при утверждении тарифов на 2019 г. указанные плановые расходы не учитывались, в связи с чем их корректировку с учетом части таких расходов, приходящихся на застройщиков, фактически подключенных в 2019 г, нельзя признать обоснованной, о чем верно сделан вывод судом первой инстанции.
Фактическое подключение учитывалось Региональной службой в 2019 г. только при корректировке НВВ по факту 2017 г, учитывая, что в тарифы на 2016-2018 годы затраты по договору N N были частично включены в плановом объеме.
По заявленной статье "Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности" органом регулирования также не были учтены заявленные организацией на 2021 г. затраты в сумме 304 629, 2 тыс.руб. по компенсации мощности центральной котельной по договору N от ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.
Таким образом, органом регулирования обоснованно отказано во включении заявленных затрат по данной статье, поскольку включение фактически понесенных затрат в плановый период 2021 г. в составе неподконтрольных расходов не предусмотрено действующим законодательством в сфере теплоснабжения.
Позиция органа регулирования по отказу во включении по статье "Экономически обоснованные расходы, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные органом регулирования при установлении тарифа" также является правомерной.
Пункт 13 Основ ценообразования предусматривает возможность учета органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов), начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией в расчетном периоде, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов.
Понятие "расчетный период регулирования" приведено в пункте 2 Основ ценообразования, под которым понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).
Таким образом, при корректировке тарифов на 2021 г. могут учитываться экономически обоснованные расходы, понесенные не ранее 2019 г, тогда как Общество просит о включении расходов по обязательствам, возникшим в более ранние периоды.
Приведенные в административном иске, апелляционной жалобе доводы Общества фактически являются несогласием с выводами судов, содержащихся во вступивших в законную силу судебных актах по административному делу N 3а-344/2019 по возможности учета с 2019 г. затрат по договору N в НВВ для расчета тарифов на тепловую энергию и горячую воду (в части компонента на тепловую энергию). Предметом спора являлись, в том числе, следующие обстоятельства.
Пункт 109 Основ ценообразования в редакции, действовавшей до 19 июля 2018 г, предусматривал, что при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1, 5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
При утверждении для Общества тарифов на тепловую энергию на 2016-2018 гг. часть затрат по договору от ДД.ММ.ГГГГ г. N была учтена Региональной службой в условиях неопределенности правового регулирования (в том числе по потребителям с подключаемой тепловой нагрузкой от 0, 1 до 1, 5 Гкал/час), с учетом разъяснений Федеральной службы по тарифам от 15 мая 2015 г. N СЗ-5403/5, Федеральной антимонопольной службы от 29 июля 2016 г. N ВК/44155/17.
Редакция пункта 109 Основ ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787 была изменена, указано, что при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
При этом ограничение тепловой нагрузки 1, 5 Гкал/час из указанной нормы было исключено, что в деле N 3а-344/2019 привело к исключению заявленных при установлении тарифа расходов на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (элемент затрат "Услуги по подключению к системе теплоснабжения ФИО12") в части расходов на подключение потребителей, тепловая нагрузка объектов которых составляет от 0, 1 до 1, 5 Гкал/час.
Решением Ростовского областного суда от 18 сентября 2019 г. по административному делу N 3а-344/2019, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23 января 2020 г. (дело N 66а-22/2020), кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 г, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. (41-КАС20-88-К4) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации подтверждено, что позиция органа регулирования, исключившего из НВВ на 2019 г. и последующие годы расходы Общества по указанному договору, является законной и обоснованной.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16, части 2 статьи 64 КАС РФ перечисленные судебные акты имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, содержащиеся в них выводы обязательны как для участников спора, так и для суда; обстоятельства, установленные этими судебными актами, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию в рассматриваемом деле.
В настоящем деле в суде апелляционной инстанции представители административного истца выражали несогласие с выводами судов по делу N 3а-344/2019 о возможности применения пункта 109 Основ ценообразования в редакции от 5 июля 2018 г. к правоотношениям, возникшим ранее, и указывали на необходимость включения в тариф стоимости фактически подключенных объектов, поскольку в установлении платы за подключение в индивидуальном порядке тарифный орган также отказывает, ссылаясь на непредставление доказательств отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения.
Доводы заявителей, по сути, направлены на пересмотр выводов судов, приведенных во вступивших в законную силу судебных актах. При этом же, как верно отмечено судом, преодоление состоявшегося решения суда путем искусственного переноса расходов в другие статьи затрат недопустимо.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими (постановления N 54/14 полностью, постановления N 56/16 - в части компонента на тепловую энергию) отсутствуют.
Кроме того, в настоящее время тарифным органом во исполнение вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ростовской области по делам N А53-12326/2021, N А53-12327/2021 приняты постановления об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке, позволяющих компенсировать административному истцу затраты по договору N N от ДД.ММ.ГГГГ
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского областного суда от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ростовские тепловые сети" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.