Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 4 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, полагавшей судебные акты подлежащими отмене в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания имущественного комплекса, относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Уссурийского гарнизона в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по ВВО в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", п.п.44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённому приказом Минобороны России от 30 декабря 2017 года N 860 и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания имущественного комплекса инв. N войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес" в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны Российской Федерации при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания имущественного комплекса инв. N войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; провести капитальный ремонт здания имущественного комплекса инв. N 60 войсковой части 59313-28, расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Приморская, д.2 согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
В обоснование заявленных требований истец указал, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС N 4 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Приморская, д.2 расположено здание имущественного комплекса (инв. N), в техническом состоянии которого выявлены следующие недостатки: отсутствие водоотводящих устройств кровли, стен и фундамента, разрушение кровельного покрытия, наличие протечек, разрушение разгрузочных платформ, разрушение стен здания, отсутствие отмостки, разрушение штукатурно-окрасочного слоя, требуется замена оконных блоков, замена ворот. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 1168 здание хранилища закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "ДТУИО" МО РФ. В соответствии с уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и положением о филиале ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по Восточному военному округу) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ. По результатам проведенных комиссионных осмотров здания сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного объекта ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта, здание не отвечает требованиям Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", существует опасность обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 июня 2021 года, административное исковое заявление военного прокурора Уссурийского гарнизона удовлетворено.
На ФГБУ ""Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", п.п.44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённому приказом Минобороны России от 30 декабря 2017 года года N 860 и приказа начальника ФГБУ ""Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания имущественного комплекса (инв. N) войсковой части N, расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Приморская, д.2, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания имущественного комплекса (инв.N N) войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; провести капитальный ремонт здания имущественного комплекса (инв. N) войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", согласно результатам внепланового (внеочередной) осмотра.
13 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 30 сентября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора Уссурийского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, со ссылкой на то, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта здания имущественного комплекса является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Устанавливая сроки выполнения капитального ремонта, суд не выяснил объемы работ и затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда, а также являются ли установленные судом сроки реальными, а решение - исполнимым. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам. Выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ. Организация проведения капитального ремонта объекта недвижимости, закрепленных за ВС РФ, является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров. Объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования плана капитального ремонта и заявочного плана капитального ремонта на соответствующий год. Именно на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возложена обязанность подготовки документов, связанных с проектированием, ремонтом, реконструкцией вверенного ему недвижимого имущества, формирования расчетов (обоснования) для получения субсидии из федерального бюджета.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 года гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 декабря 2021 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Министерства обороны Российской Федерации; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Нишоновй Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в части в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела усматриваются.
Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В силу части 1 статьи 36 указанного Федерального закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3).
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3 марта 2017 года директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации утвержден Устав ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, согласно пункту 13 которого основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 апреля 2017 года N 1168 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" за учреждением на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе здание имущественного комплекса (инв. N 60) войсковой части 59313-28, расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Приморская, д.2.
Актом общего осеннего осмотра от 23 сентября 2019 года установлена необходимость проведения капитального ремонта следующих элементов здания: несущих стен, кровли. Здание 1950 года постройки, сведений о проведении его текущего либо капитального ремонта не имеется.
В ходе проведенной военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проверки в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: отсутствие водоотводящих устройств кровли, стен и фундамента, разрушение кровельного покрытия, наличие протечек, разрушение разгрузочных платформ, требуется замена оконных блоков, разрушение стен здания, отсутствие отмостки, разрушение штукатурно-окрасочного слоя, требуется замена ворот.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 28 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", пунктом 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, а также статьями 125, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о необходимости проведения внепланового осмотра здания имущественного комплекса (инв. N) войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", поскольку техническое состояние объекта представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, обоснованно возложив обязанность по обеспечению участия в проводимом осмотре специализированных организаций на Министерство обороны Российской Федерации как собственника указанного имущества и главного распорядителя бюджетных средств.
Выводы судов в данной части подтверждены исследованными в ходе производства по делу доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на законе.
Доказательств того, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имеет необходимую приборную базу и специалистов соответствующего профиля для проведения осмотра здания хранилища в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 либо в соответствии с порядком финансирования, установленным для бюджетных учреждений, располагает финансовыми средствами, необходимыми для привлечения таких специализированных организаций, Министерством обороны Российской Федерации не представлено.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из характера правоотношений, требования прокурора, направленные в защиту гарантированных Конституцией России прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, а также в защиту интересов Российской Федерации не могут расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления.
Между тем, доводы кассатора о необоснованном возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности проведения капитального ремонта здания согласно результатам внепланового (внеочередной) осмотра заслуживают внимания.
Исходя из положений статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации, как собственника имущества, по требованию прокурора обязанность провести капитальный ремонт здания имущественного комплекса, суды не установили со стороны данного ответчика незаконного бездействия, нарушающего права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку необходимость проведения ремонта здания, в том числе капитального, объем и характер необходимых ремонтных работ и размер их финансирования могут быть установлены только после выполнения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложенной на него обязанности по проведению внепланового осмотра объекта. Фактически на момент рассмотрения настоящего дела спор в указанной части отсутствовал.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения требований военного прокурора о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности проведения капитального ремонта здания имущественного комплекса, поэтому в данной части судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в административном иске военного прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 4 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 июня 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания имущественного комплекса (инв. N войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", согласно результатам внепланового (внеочередной) осмотра.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложениия на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести капитальный ремонт здания имущественного комплекса (инв. N) войсковой части N, расположенного по адресу: "адрес", согласно результатам внепланового (внеочередной) осмотра, - отказать.
В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 4 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.