Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил суд возложить на УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать очаговые несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес". При недостаточности у УФСИН России по Хабаровскому краю финансовых и материально-технических средств для ликвидации в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда очаговых несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", возложить субсидиарную ответственность по выполнению указанной обязанности на ФСИН России.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2021 года, административные исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать очаговые несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес". В удовлетворении остальной части иска отказано.
23 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 11 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции со ссылкой на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 года дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2021 года кассационная жалоба УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона).
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Закона).
Согласно п.4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление ответственного за организацию такой свалки.
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по жалобе по факту нахождения отходов производства и потребления на земельном участке бывшего военного городка ВСОГ 2/2 "Парус" в границах пос.Победа в г.Комсомольске-на-Амуре.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что в районе улиц Лермонтова и Совхозной на частично огороженной территории с остатками казарменных сооружений и иных построек по адресу: "адрес" находятся многочисленные кучи отходов производства и потребления (пластиковые и стеклянные бутылки, коробки, железные банки, битый кирпич, бетон, куски рубероида с битумом, автомобильные покрышки, куски штукатурки, керамической плитки и т.д.), спиленные одинаковой длины стволы кустарников, уложенные в кучи, следы сжигания покрышек.
Из фототаблицы к акту проверки от 18 октября 2020 года усматривается, что на территории участка кадастровый номер N, по адресу: ул.Лермонтова г.Комомольска-на-Амуре Хабаровского края имеются очаги несанкционированной свалки с отходами производства и потребления различных классов опасности.
Согласно сведениям ФГБУ "Росреестр" по Хабаровскому краю от 20 августа 2019 года по указанному адресу расположен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 141709 кв.м, находящейся с 12 января 2012 года в постоянном (бессрочном) пользовании УФСИН по Хабаровскому краю.
Полагая нарушенными права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, прокурор обратился в суд.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь положениями ст.ст.5, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.3, 4, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст.8, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", исходили из того, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" возложена на землепользователя, т.е. лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, -УФСИН России по Хабаровскому краю, который на протяжении длительного времени не устраняет нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды; несанкционированная свалка в области отходов производства и потребления не ликвидирована, на указанный участок имеется доступ посторонних лиц, продолжается размещение отходов.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Выражая несогласие с постановленными судебными актами, административный ответчик ссылается на то, что УФСИН и его структурными подразделениями данный объект не эксплуатируется и не эксплуатировался, а в связи со строительством нового режимного корпуса в пос.Эльбан потребность в объектах бывшего военного городка отпала. Вместе с тем, данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения УФСИН России по Хабаровскому краю как землепользователя от обязанности проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия в соответствии с нормами части 2 статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса РФ.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.