Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 1 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Пенжинского района Камчатского края в защиту прав неопределенного круга лиц к ГУП "Спецтранс" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Пенжинского района Камчатского края обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным исковым заявлением, просил суд возложить на государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" обязанность организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "село Манилы" Пенжинского муниципального района.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 июля 2021 года исковые требования прокурора Пенжинского района Камчатского края оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 1 октября 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 июля 2021 года отменено. Исковые требования прокурора Пенжинского района Камчатского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУП "Спецтранс" о возложении обязанности удовлетворены. На ГУП "Спецтранс" возложена обязанность в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу апелляционного определения осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "село Манилы" Пенжинского муниципального района Камчатского края.
22 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 11 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 1 октября 2021 года и оставлении в силе решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 марта 2021 года со ссылкой на то, что организация осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов не является обязанностью регионального оператора, а является полномочием Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2021 года административное дело по административному иску прокурора Пенжинского района Камчатского края передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2021 года кассационная жалоба государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения прокуратуры Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 годаN 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По смыслу частей 1, 3 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются только юридическим лицом, которому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.4 Правил обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Камчатского края от 28 декабря 2016 года N 528-П утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
В соответствии с п.1.2 Правил региональный оператор является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно разделу 2 Правил основной целью деятельности регионального оператора является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19 декабря 2016 года N 738 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края присвоен Муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа "Спецтранс", впоследствии реорганизованному в ГУП "Спецтранс".
30 декабря 2016 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства (уполномоченный орган) и МУП "Спецтранс" (региональный оператор) заключено соглашение N 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
В силу п.1.2 соглашения региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемым Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Указанное соглашение вступило в законную силу с момента подписания обеими сторонами и действует в течение десяти лет (п. 7.1 соглашения).
Дополнительным соглашением от 9 января 2017 года N 1 к соглашению от 30 декабря 2016 года N 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края п.7.1 соглашения изложен в следующей редакции: "настоящее соглашение вступает в силу с 1 июня 2017 года и действует в течение 10 лет".
Из материалов дела также усматривается, что прокуратурой Пенжинского района Камчатского края проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой установлено, что ГУП "Спецтранс", являющееся региональным оператором, на которого возложена обязанность обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно либо с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответствующую деятельность не организовало.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ГУП "Спецтранс" отсутствовала возможность осуществления соответствующей его деятельности на территории села Манилы ввиду отсутствия сформированных мест накопления ТКО, установленного тарифа регионального оператора, ненаправления договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что в результате бездействия ответчика фактически нарушаются права граждан, постоянно или временно находящихся на территории села Манилы, на благоприятную окружающую среду.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск прокурора, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 годаN 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, исходил из того, что бездействие ответчика по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Тот факт, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Пенжинского района периодически осуществляется иными лицами, не может являться причиной освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязательств, предусмотренных п.1 ст.24.6 Закона N 89-ФЗ, а проведение непредусмотренных правомочиями работ иными хозяйствующими субъектами вызвано бездействием уполномоченного на проведение данных работ лица и производится с целью недопущения дальнейшего нарушения прав граждан, но не может являться основанием для освобождения лица, которое обязано обеспечивать данные мероприятия, от необходимости проведения соответствующих работ.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого по делу судебного постановления; по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Данная позиция была исследована судом апелляционной инстанции и верно отклонена как необоснованная.
При рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем принятое по делу апелляционное определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 1 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.