Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6. к ОА г.Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО11 обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просила суд признать незаконными решения Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска об отказе в согласовании планируемого индивидуального жилищного строительства, выраженные в уведомлениях от 16 августа 2021 года N 2429, N 2432, N 2430, N 2453, N 2433 и уведомлении от 23 июля 2021 года N 2141.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года, административное исковое заявление ФИО7. удовлетворено. Признан незаконным отказ Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска 16 августа 2021 года N 2429, N 2432, N 2430, N 2453, N 2433 и от 23 июля 2021 года N 2141. На Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО8. о выдаче уведомления о согласовании планируемого строительства индивидуального жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: г.Якутск, мкр-н Марха, с разрешенным использованием под ИЖС, в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами, установленными настоящим решением суда.
31 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 20 января 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что оснований для выдачи истцу разрешения на реконструкцию у органа местного самоуправления не имелось ввиду несоответствия испрашиваемого земельного участка действующему градостроительному регламенту. Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2022 года кассационная жалоба Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как следует из части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В свою очередь, уполномоченный орган по результатам рассмотрения представленных документов и при наличии оснований, предусмотренных в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, вправе в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направить заявителю уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
К числу таких оснований пункт 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ относит случай, когда размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешённого использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации определены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления и подтопления (подпункт 17).
Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы земельных участков в пределах охранных зон при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
В силу п.3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесён к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определённой категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО12 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N с разрешенным использованием под ИЖС, категория земель: земли населенных пунктов.
Согласно сведениям ИСОГД, все земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-2А, земельные участки с кадастровыми номерами N частично расположены в территориальной зоне Л-1.
Сведения о нахождении земельных участков в границах зон с особыми условиями использования территории (охранная зона газораспределительных сетей; зона затопления) в ЕГРН отсутствуют.
Обратившись 4 августа 2021 года в Окружную администрацию г.Якутска с уведомлением о планируемом строительстве на указанных участках жилого дома, ФИО13 получила отказы, мотивированные тем, что все земельные участки расположены в зоне затопления на территориях, прилегающих к реке Маганка, в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), г.Якутск, мкр.Марха, затапливаемого при половодьях и паводках 1 % обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет); планируемый к строительству жилой дом, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами N запроектирован в зоне с особыми условиям использования территорий газоснабжения; земельные участки с кадастровыми номерами N находятся в зоне Л-1, где размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено.
Полагая свои права нарушенными, ФИО14 обратилась в суд.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришли к выводу о том, что сведениями ИСОГД и представленной схемой расположения планируемого строительства жилого дома на участке опровергаются доводы ответчика о планируемом размещении истцом ИЖС в пределах лесного массива или охранной зоны газоснабжения. Сведения о нахождении земельных участков, принадлежащих административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют. Оспариваемые отказы департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска от 16 августа 2021 года N 2429, N 2432, N 2430, N 2453, N 2433 и от 23 июля 2021 года N 2141 требованиям закона не соответствует, что повлекло нарушение прав и законных интересов ФИО9.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных сторонами в материалы дела доказательств, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.