Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО8 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 30 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 сентября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 к мэру города Тынды Михайловой Марине Валентиновне, администрации города Тынды о признании постановления от 22 октября 2019 года N 09 "Об учреждении официального периодического печатного издания города Тынды Амурской области газеты "Авангард" недействующим и не подлежащим применению.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения ФИО17, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя мэра города Тынды и администрации города Тынды - Панина А.В. относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Царевой М.Г, полагавшей, что оснований для отмены судебных актов не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО18 обратилась в Тындинский районный суд Амурской области с вышеназванным исковым заявлением, просила суд признать постановление мэра города Тынды от 22 октября 2019 года N 09 "Об учреждении официального периодического печатного издания города Тынды газеты "Авангард" недействующим и не подлежащим применению с момента принятия в связи с неопубликованием в установленном порядке.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 30 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 сентября 2021 года, административные исковые требования ФИО11 оставлены без удовлетворения.
18 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО12, поданная через Тындинский районный суд Амурской области 7 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного решения об удовлетворении административных исковых требований, со ссылкой на то, что мэр г.Тынды произвольно наделила себя единоличными полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов. Оспариваемое постановление не публиковалось в газете "Авангард" по причине того, что деятельность газеты "Авангард", как средства массовой информации, прекращена с 25 октября 2019 года. Учрежденная мэром г.Тында газета статусом официального периодического печатного издания не обладала. Мэр города Тынды правами юридического лица не обладает и не наделен полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, как и не наделен полномочиями по возложению на администрацию города Тынды функций по осуществлению производства и выпуска средства массовой информаций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года кассационная жалоба ФИО13 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).
Положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения наделяют органы местного самоуправления полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (пункт 7 части 1 статьи 17 Закона).
Согласно статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Уставом города Тынды, принятым решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года N 221-Р-ТГД-VI, предусмотрено, что мэр города Тынды является высшим должностным лицом города Тынды, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (Из части 1 статьи 46 Устава).
В силу пункта 11 части 1 статьи 49 Устава города Тынды, в редакции, действующей по состоянию на 22 октября 2019 года, осуществляя функции высшего должностного лица города Тынды, мэр города Тынды учреждает печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Статьей 104 Устава в редакции, действующей по состоянию на 22 октября 2019 года, установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Тынды считается первое опубликование их полного текста в газете "Авангард". Газета "Авангард" является официальным периодическим изданием города Тынды.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, распоряжением администрации города Тынды от 21 октября 2019 года N 875р прекращена деятельность средства массовой информации - общественно-политической газеты "Авангард".
Постановлением мэра города Тынды от 22 октября 2019 года N 09 "Об учреждении официального периодического печатного издания города Тынды газеты "Авангард" учреждено новое официальное периодическое издание города Тынды - газета "Авангард" для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей города Тынды официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Тынды, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Данным постановлением установлено, что мэр города Тынды является учредителем и Главным редактором официального периодического печатного издания города Тынды газеты "Авангард", администрация города Тынды выполняет функции редакции, издателя и распространителя официального периодического печатного издания города Тынды газеты "Авангард". Определено, что в случаях, когда мэр города Тынды временно не может исполнять полномочия главы администрации города Тынды, на основании правого акта администрации города Тынды исполнение полномочий главного редактора газеты "Авангард" временно возлагаются на одного из заместителей главы администрации города Тынды. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов города Тынды признается первая публикация их полного текста в газете "Авангард".
Приложением к постановлению является Положение об официальном периодическом печатном издании города Тынды газеты "Авангард".
Пункт 7 постановления обязывает опубликовать настоящее постановление в газете "Авангард" и разместить на официальном сайте администрации города Тынды в сети Интернет. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 22 октября 2019 года (пункт 8).
Судами также установлено, что постановление мэра города Тынды от 22 октября 2019 года N 09 "Об учреждении официального периодического печатного издания города Тынды газеты "Авангард" и Положение об официальном периодическом издании города Тынды газете "Авангард" опубликованы посредством их размещения в первом выпуске официального периодического печатного издания города Тынды газете "Авангард", 27 октября 2019 года.
Согласно пунктам 2.16, 2.17 Положения об официальном периодическом печатном издании города Тынды газете "Авангард" жители города Тынды могут ознакомиться с газетой "Авангард" в городской библиотеке, расположенной в городе Тынды по улице Профсоюзной, 3. Для распространения информации, содержащейся в газете "Авангард" на электронных носителях, она размещается в разделе "документы" на официальном сайте Администрации города Тынды в сети "Интернет".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ФИО14, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что мэр города Тынды, являясь высшим должностным лицом, наделен правом по учреждению официального печатного средства массовой информации, и в силу возложенных Уставом города Тынды на него полномочий, выступает учредителем печатного издания города Тынды газеты "Авангард", а администрация города Тынды может выполнять функции редакции, издателя и распространителя официального периодического печатного издания газеты "Авангард", не являясь его учредителем; оспариваемое постановление было доведено до сведения населения, все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с содержанием муниципального правового акта.
При этом суды пришли к выводу о том, что постановление от 22 октября 2019 года N 09 принято в пределах компетенции мэра города Тынды, уполномоченным на то лицом, в установленной форме - постановления, с соблюдением требований к порядку принятия, введения в действие и опубликования, права административного истца в сфере ознакомления с принятием муниципального правого акта не нарушены.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Приведенные административным истцом мотивы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие ФИО15 с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 30 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО16 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.