Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Кудрина Я.Г., рассмотрев кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" в лице представителя Королева Юриса Вагизовича на определение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 сентября 2021 года, апелляционное определение суда Магаданского областного суда от 19 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству внутренней, информационной и молодежной политики Магаданской области, министру Бродкину Максиму Сергеевичу о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в Магадансктй городской суд Магаданской области с административным исковым заявлением к министерству внутренней, информационной и молодежной политики Магаданской области, министру Бродкину М.С. о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности.
Определением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Магаданского областного суда от 19 ноября 2021 года, в принятии административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано в связи с отсутствием у административного истца права обращаться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
27 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поданная через Магаданский городской суд 13 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении материала на новое рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия административного иска к производству суда.
В обоснование своей позиции представитель административного истца указал, что Федеральными законами от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" административному истцу предоставлено право обращения в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения и в защиту неопределенного круга лиц. Административный истец оспаривает препятствование благотворительной и добровольческой деятельности всех благотворителей и добровольцев, участников молодежного общественного движения в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом административный иск не требует установления общего количества членов общественного объединения и лиц, в защиту которых они выступают. Административному истцу предоставлено право обращения в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения и в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 327.1 КАС РФ кассационная жалоба на определение, которым не оканчивается производство по административному делу, и вынесенное по результатам его обжалования апелляционное определение, рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Согласно частям 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебных актов в кассационном порядке не усматривается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Из содержания административного искового заявления следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обращается с настоящим административным исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов детей, оставшихся без попечения и находящихся в трудной жизненной ситуации, т.е. в интересах неопределенного круга лиц.
В силу положений части 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3).
Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска (часть 5).
В статье 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указано, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
При этом согласно статье 17 Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" за защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство, в том числе положения Федеральных законов N 82-ФЗ от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях", N 98-ФЗ от 28 июня 1995 года "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций", N 135-ФЗ от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", не относит общественные объединения, молодежные и детские объединения к лицам, имеющим право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судьи судов первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что из содержания административного искового заявления и Устава Общественного движения не усматривается осуществление административным истцом деятельности по защите прав детей, оставшихся без попечения и находящихся в трудной жизненной ситуации, либо наличие фиксированного членства в благотворительном молодежном общественном объединении, а действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих право благотворительных или молодежных общественных объединений на обращение в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Выводы судов основаны на правильном применении норм процессуального права, положений Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135 "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве), Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений", Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы сводятся к неверной субъективной оценке установленных по делу обстоятельств, а также ошибочному толкованию норм материального и процессуального права, и не могут являться основанием к отмене обжалуемых актов в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
определила:
определение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 сентября 2021 года, апелляционное определение суда Магаданского областного суда от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Судья Я.Г. Кудрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.