Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны РФ, ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать Минобороны РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольск-на-Амуре с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года, а именно выполнить: ремонт шиферной кровли с заменой сгнившей стропильной системы 1685 кв.м, ремонт отмостки 120 кв.м, ремонт штукатурки стен фасада 100 кв.м, восстановление кирпичной кладки 45 кв.м, окраска фасада водоэмульсионной краской 300 кв.м, замена деревянных перекрытий кровли 840 кв.м, замену балок перекрытия 600 кв.м, ремонт бетонных полов 1 513 кв.м, ремонт ворот 10 шт, замену обшивки и утеплительного слоя ворот 20 кв.м, масляной окрас ворот 120 кв.м, ремонт системы отопления 100 п.м, ремонт элеваторного узла 1 шт, смену электропроводки 600 м, смену электрощитов 2 шт, смену светильников 40 шт, монтаж пожарной сигнализации 2 комплекта, смену регистров 15 шт, смену вентилей 20 мм - 10 шт. Возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обязанность в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража.
Определением судьи от 1 октября 2020 года, к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены. На Министерство обороны РФ возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный N 68), расположенное на территории военного городка "Комсомольск-на-Амуре-1зак." г.Комсомольск-на-Амуре с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение одного года после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража (инвентарный N 68), расположенное на территории военного городка "Комсомольск-на-Амуре-1зак." г.Комсомольск-на-Амуре.
18 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ, поданная через Центральный районный суд г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края 7 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой то, что здание гаража учреждением в безвозмездное пользование не принималось. Судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка правомерности предъявленных исковых требований, а так же представленным учреждением доказательств.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2022 года кассационная жалоба ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители Министерства обороны РФ, ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" на Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 355 создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, здание гаража (инв. N 68), расположенное на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и передано ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО в эксплуатационное содержание по акту N 4/1а от 31 мая 2019 года.
В ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проверки выявлено ненадлежащее обслуживание имущественного комплекса военного городка "Комсомольск-1 зак.": состояние фундаментов здания гаража (инв. N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, неудовлетворительное, осадка бетонных фундаментов неравномерная, необходим ремонт бетонной отмостки (120 кв.м); кладка несущих стен по всей высоте здания имеет трещины, кирпичная кладка в местах опирания балок перекрытия разрушена, необходим ремонт (145 кв.м); необходим ремонт штукатурки стен фасада (100 кв.м), окраска стен (300 кв.м); кровля разрушена, необходим ремонт (1685 кв.м); деревянные перекрытия нуждаются в утеплении, металлические балки покрыты коррозией, имеются прогибы, деревянный настил поражен гнилью 840 кв.м, провисает в боксе N 4; в боксах NN 8, 9, 9а перекрытие частично обрушено, деревянный настил по деревянным прогонам полностью поражен гнилью, местами обрушен, необходим ремонт (600 кв.м); необходим ремонт бетонных полов (11513 кв.м), ворот (выравнивание по вертикали - 10 шт.), замена обшивки с заменой утеплительного слоя 150 кв.м, окраска ворот (120 кв.м); необходим ремонт системы отопления (100 кв.м), смена регистров (15 шт.), смена вентилей ф 20 мм (10 шт.); электрооборудование в неудовлетворительном состоянии, необходима замена электропроводки АВВГ 2x2, 5 (600 м), электрощитов (2 шт.), светильников (40 шт.); требуется монтаж 2-х комплектов охранно-пожарной сигнализации, молниезащиты и вентиляции, что подтверждается актом N 399 от 6 апреля 2020 года общего весеннего осмотра, а также актами общего осеннего осмотра N 535 от 7 октября 2019 года и N 106 от 18 сентября 2020 года.
Конкретный перечень необходимых для восстановления здания гаража (инв. N 68) работ определен в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года.
Удовлетворяя административный иск военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что ненадлежащее состояние здания гаража (инв. N 68) не соответствует требованиям действующего законодательства, что представляет угрозу для жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала МО РФ, находящегося в нем, в связи с чем нуждается в проведении капитального ремонта. Министерство обороны Российской Федерации, как собственник спорного здания гаража, переданного ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, несет бремя содержания здания, ответственно за его эксплуатацию и, как следствие, обязано осуществлять его капитальный ремонт, однако надлежащих мер к организации мероприятий по проведению капитального ремонта не принимает.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение законность постановленных судебных актов, поскольку, как правомерно установлено судебными инстанциями, здание гаража (инв. N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, находится в неудовлетворительном состоянии, представляющем угрозу жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала МО РФ, вместе с тем, доказательств принятия административными ответчиками достаточных мер по организации и проведению необходимых ремонтных работ здания материалы дела не содержат.
Само по себе несогласие представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.