Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 31 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2021 года, по административному делу по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Гимназия N1 г.Владивостока", администрации г.Владивостока о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения представителя администрации г.Владивостока Портянкиной Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ленинского района г.Владивостока, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд г.Владивостока с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений, просил суд возложить на администрацию г.Владивостока обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Гимназия N 1 г.Владивостока", на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 1 г.Владивостока" - организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности после поступления финансирования из администрации г.Владивостока.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 31 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2021 года исковые требования прокурора Ленинского района удовлетворены. На администрацию г.Владивостока возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Гимназия N 1 г.Владивостока". На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 1 г.Владивостока" возложена обязанность организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности после поступления финансирования из администрации города Владивостока.
10 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации г..Владивостока, поданная через Ленинский районный суд города Владивостока 10 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что акт проверки МБОУ "Гимназия N 1 г..Владивостока" не содержит информации о количестве оконных блоков, которые необходимо оборудовать замками безопасности, также не содержит информации о технической возможности оборудования существующих оконных блоков замкам безопасности. Прокурором при подаче искового заявления не исследовались оконные конструкции на предмет технической возможности установки в существующие оконные блоки замков безопасности, не устанавливался вид необходимого ремонта оконных конструкций, не определялся объем и количество оконных конструкций, которым необходимо оборудовать замки безопасности. Судом при рассмотрении настоящего спора, также не предпринято мер к установлению вида ремонта (текущий или капитальный), в связи с чем не установлен объем необходимых работ, а также возможность исполнения решения суда. Здание МБОУ "Гимназия N 1 г..Владивостока" на сегодняшний день оборудовано оконными блоками, в связи с чем монтаж в существующие оконные блоки замков безопасности технически выполнить невозможно. Судом ходатайство о назначении экспертизы оставлено без удовлетворения, однако администрация полагает отказ незаконным и необоснованным, поскольку нарушает права ответчика в предоставлении суду юридически значимых по делу доказательств.
Заявок по оборудованию оконных блоков замками безопасности в образовательных учреждениях руководителями образовательных учреждений не направлялось, ходатайства о проведении ремонта в общеобразовательных учреждениях заявлено не было, муниципальный контракт на проведение вышеуказанных работ не заключался. В бюджете ВГО на плановый период 2021 и 2022 годы, который был сформирован и утвержден 12 декабря 2019 года N 118-МПА "О бюджете Владивостокского городского округа на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов", выделение денежных средств на проведение вышеуказанных мероприятий не предусмотрено.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 марта 2022 года кассационная жалоба администрации города Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель МБОУ "Гимназия N1 г.Владивостока"; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Портянкиной Е.В, прокурора Потаповой Е.Н, изучив возражения прокуратуры Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Положениями пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
В свою очередь, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Пункты 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, устанавливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на указанные объекты (территории), обеспечения их охраны, пропускного режима и оснащения объектов (территорий) техническими средствами и системами охраны.
В пункте 5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", введенного в действие Постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 года N 41, указано на то, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Гимназия N 1 г.Владивостока" в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Владивостока, установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МБОУ "Гимназия N 1 г.Владивостока" оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
19 февраля 2021 года прокуратурой Ленинского района г.Владивостока директору МБОУ "Гимназия N 1 г.Владивостока" внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
24 мая 2021 года директором МБОУ "Гимназия N 1 г.Владивостока" в адрес управления по работе с муниципальными учреждениями образования г.Владивостока направлено ходатайство об обеспечении финансирования мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в МБОУ "Гимназия N 1 г.Владивостока".
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, установив, что оконные блоки МБОУ "Гимназия N 1 г.Владивостока" не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушении прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения, в связи с чем удовлетворил административный иск прокурора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрации города Владивостока, не представлено.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого по делу судебного постановления; по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Данная позиция была исследована судами и верно отклонена как необоснованная.
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 31 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.