Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Тамамшева Владислава Викторовича на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Тамамшева В.В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения Тамамшева В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тамамшев В.В. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил суд признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по необеспечению истца надлежащими условиями содержания и взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 258 000 рублей.
Определением суда от 4 августа 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена ФСИН России.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 года административное исковое заявление Тамамшева В.В. удовлетворено частично. Признаны ненадлежащими условия содержания Тамамшева В.В. под стражей в части необеспечения сахаром в период со 2 июня 2021 года по 22 июня 2021 года. С ФСИН России в пользу Тамамшева В.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей 3000 (три тысячи) рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 17 сентября 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в необеспечении Тамамшева В.В. горячим водоснабжением в камере с 17 декабря 2020 года и взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, связанное с необеспечением горячим водоснабжением. В указанной части принято новое решение, которым заявленные административные исковые требования Тамамшева В.В. удовлетворены. Абзацы второй и третий резолютивной части решения Кировского районного суда г.Хабаровска от 17 сентября 2021 года изложены в следующей редакции:
"Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Тамамшева В.В. сахаром в период со 2 июня 2021 года по 22 июня 2021 года и горячим водоснабжением в камерах, где он отбывал наказание с 17 декабря 2020 года по 17 сентября 2021 года. Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тамамшева В.В. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5000 рублей".
В остальной части решение Кировского районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 года оставлено без изменения.
28 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Тамамшева В.В, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 14 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований, со ссылкой на то, что суд первой инстанции, установив наличие всех нарушений, не произвел проверки данных нарушений на соответствие нормам ЕСПЧ и международного права. Судебными инстанциями отказано в вызове свидетелей. Указанное, по мнению административного истца, противоречит статье 3 Конвенции о защите прав и свобод человека и практике Европейского Суда по правам человека.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Тамамшева В.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, установлено, что осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 УИК РФ. В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогичные положения закреплены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
Согласно пункту 106 главы 6 Приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
В случае отсутствия каких-либо продуктов питания на складе учреждения, производится замена одних продуктов питания другими согласно приложения N 7 Приказа Министерства Юстиции от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 32 Наставления окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
Названным Наставлением предусмотрено, что в камерах предусматривается общее и дежурное освещение. Общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15-25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним.
Согласно п.15 раздела IV Наставления к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы. Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3, 0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 x 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 x 50 мм.
В соответствии с частью 4 статьи 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Согласно распорядку дня, утвержденному приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 2 февраля 2021 года N 42, трансляция радио осуществляется с 06-10 часов до 22-00 часов. Включение и регулировка громкости радио осуществляется с пульта поста системы охранного телевидения первого этажа режимного корпуса, регулировка громкости в камерах не предусмотрена (по просьбе осужденного громкость возможно уменьшить или увеличить).
Пунктом 148 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 252-дсп, предусмотрено, что во время работы и прогулок осужденных производятся осмотр и обыск помещений в целях установления неисправности их оборудования, обнаружения подкопов, проломов или повреждений в полу, потолке, стенах, оконных решетках, других признаков приготовления к побегу, а также орудий нападения и других запрещенных предметов.
В соответствии с пунктом 3.5 СанПин 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий по борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июня 2017 года N 83 и действовавших на день обращения административного истца в суд, кратность плановых обследований на заселённость членистоногими в производственных, жилых и общественных зданиях, помещениях, сооружениях должна составлять не менее 2 раз в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий), в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний - 1 раз в неделю.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административный истец Тамамшев В.В. с 17 декабря 2020 года отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В камерах содержания заключенных ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение обеспечивается путём нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых.
Один раз в неделю, согласно графику проводится генеральная уборка. Для подачи горячей воды в каждой душевой установлены электро-водонагреватели накопительного типа общим объёмом 180 литров. Вода в электро-водонагревателях нагревается до 75°С. Помывка осуждённых проводится в течение не менее 15 минут. Согласно СНиП 2-34-76 "горячее водоснабжение" для помывки 4 человек в течение 15 минут необходимо 150 литров горячей воды. Душевая оснащена 4-х секционной полкой для туалетных принадлежностей на 4 человека.
Судами также установлено, что, в период со 2 июня 2021 года по 22 июня 2021 года в связи с отсутствием на складе ФКУ ИК-6 сахара, административной истец не обеспечивался установленной нормой сахара в сутки - 30 гр, в нарушение Минимальных норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 20. Не осуществлялась возможная замена сахара на карамель, варенье, джем, повидло, мармелад, ксилит пищевой или сорбит, в соответствии с Приложением N 7 к Приказу МЮ РФ N 189 от 17 сентября 2018 года.
Из материалов дела также следует, что в камере отбывания наказания административного истца установлены металлические решетчатые перегородки.
В каждой камере учреждения имеется одно или два окна. Между окном и камерой установлены отсекающие решетки и для открытия окна необходимым специальный механизм (удлинитель) для свободного открытия окна. Такой механизм для открытия окна установлен в каждой камере. В камере, в которой содержится осужденный, имеется искусственное освещение, которое включается с 06-00 часов до 22-00 часов и соответствует нормам СП 52.13330.2011 и СНИП 23-05-95.
В камерах установлена вентиляция приточно-вытяжная, вытяжная естественного типа (шахта), приточная механического побуждения (жестяной короб). Вентиляция работает в круглогодичном режиме, находится в исправном состоянии.
Вся камерная мебель установлена в соответствии с приказом ФСИН России от 26 июля 2007 года N 407 "Об утверждении каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России". Камера оборудуется мебелью в соответствии с Приказом 130-ДСП от 2 июня 2003 года "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" (п.14.51). Камерная мебель крепится к полу в соответствии п. 14.52 названного Приказа.
В исправительном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ограждение прогулочных дворов выполнено из стального металлопроката высотой не менее 3 м. Для поддержания физической формы осужденных прогулочные дворы 100% оборудованы турниками.
В ФКУ ИК-6 ежемесячно проводятся работы на эпидемиологически значимых объектах по выявлению членистоногих и грызунов, что подтверждается актами о проведении таких работ, предоставленными в материалы дела, договорами о проведении дератизации.
Согласно представленным фотоизображеням камер, состояние камер соответствует необходимым требованиям, перегородка в санузле предусмотрена для соблюдения приватности, имеется необходимая камерная мебель.
Признавая ненадлежащими условия содержания Тамамшева В.В. под стражей в части необеспечения сахаром в период со 2 июня 2021 года по 22 июня 2021 года, суд первой инстанции исходил из установленных по делу обстоятельств отсутствия обеспечения минимальными нормами питания при непредставлении продуктов, допустимых для замены данного продукта. При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска Тамамшева В.В. в остальной части, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено существенных отклонений от установленных условий содержания под стражей административного истца по заявленным им требованиям.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в необеспечении Тамамшева В.В. горячим водоснабжением в камере с 17 декабря 2020 года и принимая в указанной части новое решение об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие в камере ФКУ ИК-6, где содержится осужденный Тамамшев В.В, горячего водоснабжения является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении. При определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного в размере 5 000 руб. судебная коллегия приняла во внимание, что ФКУ ИК-6 является казенным учреждением, у которого собственных средств для оплаты соответствующих видов работ (составление сметной документации, строительно-монтажные работы) не имеется, при этом административным ответчиком предпринимаются меры к устранению недостатков, возникших не по его вине, изыскиваются способы и средства для обеспечения осужденных горячим водоснабжением в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами апелляционного суда у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Само по себе выраженное в кассационной жалобе несогласие Тамамшева В.В. с выводами суда первой и апелляционной инстанций и размером взысканной компенсации сводится к иной оценки фактических обстоятельств дела и иному толкованию положений закона, не означает, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждает, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
При этом доводы кассационной жалобы административного истца о том, что суды не произвели проверку нарушений на соответствие нормам ЕСПЧ и международного права, что противоречит статье 3 Конвенции о защите прав и свобод человека и практике Европейского Суда по правам человека подлежат отклонению, поскольку оценка доказательств отнесена к компетенции судов первой и апелляционной инстанции, в связи с чем именно они определяют относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В свою очередь суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тамамшева В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.