Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО12 Александра Николаевича на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 21 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Приморскому краю к ФИО7 А.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 обратилась в Кавалеровский районный суд Приморского края с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просила суд взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 29354 руб, пени в размере 1102, 87 руб. и пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 323, 70 руб.
Решением Кавалеровского районного суда Приморского края от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года, административное исковое заявление МИФНС N 16 по Приморскому краю удовлетворено. С ФИО13 Александра Николаевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 29 354 руб, пени в размере 1 102, 87 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени в размере 323, 70 руб, а всего 30 780, 57 руб. С ФИО14 Александра Николаевича взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1 123, 42 руб.
28 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО15 А.Н, поданная через Кавалеровский районный суд Приморского края 17 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что при разрешении спора по данному делу суд не вправе был руководствоваться Федеральным законодательством об обязательном пенсионном страховании в части, признанной Конституционным судом РФ несоответствующим Конституции РФ в отношении адвокатов, являющихся получателями военной пенсии.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2022 года кассационная жалоба ФИО16 А.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 п.2 ст.432 НК РФ).
На основании п.3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО23 зарегистрирован в качестве адвоката, форма осуществления адвокатской деятельности - "Коллегия адвокатов", в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование.
В связи с тем, что в установленные законом сроки страховые взносы ФИО22 уплачены не были, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление N 11779196 от 4 июля 2019 года.
24 декабря 2018 года ФИО8 А.Н. выставлено требования N 7837 об уплате задолженности по пене в размере 1338, 79 руб, 20 января 2020 года - налоговое требование N 49 об уплате задолженности по страховым взносам и налогам в размере 37413 руб, по пене - 155, 32 руб.
Исходя из расчета сумм пени, включенной в требование по уплате N 49, размер пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составил 27, 25 руб, на обязательное пенсионное страхование - 116, 19 руб, по земельному налогу - 0, 19 руб, по транспортному налогу - 11, 69 руб.
4 сентября 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка N 71 Кавалеровского судебного района Приморского края 25 января 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО17 А.Н. недоимки по налогам и страховым взносам в сумме 38 907, 11 руб, который отменен 25 января 2021 года на основании поступивших возражений должника относительно исполнения судебного приказа.
В течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (24 мая 2021 года) налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО18 А.Н. недоимки по страховым взносам и пеням.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку в нарушение действующего законодательства до настоящего времени указанная выше задолженность административным ответчиком не погашена, срок обращения в суд административным истцом не пропущен, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судебных инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Положенные в обоснование кассационной жалобы доводы ФИО19 А.Н. о том, что при разрешении спора по данному делу суд не вправе был руководствоваться Федеральным законодательством об обязательном пенсионном страховании в части, признанной Конституционным судом РФ несоответствующим Конституции РФ в отношении адвокатов, являющихся получателями военной пенсии, - основаны на ошибочном толковании норм материального права и разъяснений Конституционного Суда РФ; не содержат указаний на допущенные судебными инстанциями таких нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, и являлись бы основанием к его отмене.
Как указал в своем Постановлении N 5-П от 28 января 2020 года Конституционный Суд РФ, уплата страховых взносов на обязательное социальное, в том числе пенсионное, страхование представляет собой конституционно допустимое ограничение права собственности, обоснованное необходимостью защиты других конституционно значимых ценностей, включая конституционное право на социальное обеспечение, в связи с чем оно должно отвечать требованиям разумности и соразмерности. Это предполагает установление согласованного правового регулирования собственно пенсионных отношений и сопряженных с ними отношений по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в качестве условия, необходимого для соблюдения баланса прав и законных интересов всех участников правоотношений на основе принципов справедливости и равенства, правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения (постановления от 29 января 2004 года N 2-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П).
Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, одновременно выступают в качестве застрахованного лица и страхователя, причем статусом страхователя они обладают не только в отношении физических лиц, которым они производят выплаты по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, но и в отношении себя. Таким образом, правовое положение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, в сфере обязательного пенсионного страхования характеризуется сочетанием прав и обязанностей застрахованного лица и страхователя.
Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования был сохранен в действующем законодательстве, подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения.
Само по себе несогласие ФИО20 А.Н. с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 21 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО21 А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.