Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска на решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 6 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года по административному делу по административным исковым заявлениям прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска к администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Краснофлотский районный суд г.Хабаровска с административными исковыми заявлениями, в которых просил суд признать бездействие администрации г.Хабаровска по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" улиц Верхнебазовая, Быстринская, Вересковая, кв-л 40 лет Победы, Ванинская, Бобруйская, Булатная г.Хабаровска незаконным, возложить на администрацию г.Хабаровска обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по улицам Верхнебазовая, Быстринская, Вересковая, кв-л.40 лет Победы, Ванинская, Бобруйская, Булатная г.Хабаровска.
Определением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 16 августа 2021 года административные дела 2а-1748/2021, 2а-1751/2021, 2а-1752/2021, 2а-1753/2021, 2а-1756/2021, 2а-1759/2021, 2а-1766/2021, возбужденные по административным искам прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, объединены в одно производство.
Решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 6 сентября 2021 года административное исковое заявление прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации г.Хабаровска по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" улиц Верхнебазовая, Быстринская, Вересковая, кв-л 40 лет Победы, Ванинская, Бобруйская, Булатная г.Хабаровска. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технический паспорт на автомобильные дороги по улицам Верхнебазовая, Быстринская, Вересковая, кв-л. 40 лет Победы, Ванинская, Бобруйская, Булатная г.Хабаровска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 6 сентября 2021 года в части признания незаконным бездействия администрации г.Хабаровска по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" улиц Верхнебазовая, Вересковая, Ванинская, Бобруйская г.Хабаровска и возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по улицам Верхнебазовая, Вересковая, Ванинская, Бобруйская г.Хабаровска отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска о признании незаконным бездействия администрации г.Хабаровска по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" улиц Верхнебазовая, Вересковая, Ванинская, Бобруйская г.Хабаровска и возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по улицам Верхнебазовая, Вересковая, Ванинская, Бобруйская г.Хабаровска отказано. В остальной части решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 6 сентября 2021 года оставлено без изменения.
28 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации г.Хабаровска, поданная через Краснофлотский районный суд г.Хабаровска 15 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что бездействие администрации г.Хабаровска признано незаконным необоснованно, так как в нормативных актах не предусмотрен срок на выполнение работ по паспортизации работ, который муниципальный орган определяет самостоятельно, в том числе с учетом предусмотренных бюджетных средств.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2022 года кассационная жалоба администрации г.Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Дорожная деятельность, согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 N 1004-ст введен в действие "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", действие которого распространяется на автомобильные дороги общего пользования, устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года N 288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
Как установлено судами и следует из материалов дела, автомобильные дороги общего пользования по улицам Верхнебазовая, Быстринская, Вересковая, кв-л.40 лет Победы, Ванинская, Бобруйская, Булатная г.Хабаровска включены в План-график технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" на 2020-2024 годы, которым техническая инвентаризация и паспортизация спорных автомобильных дорог запланирована в следующие сроки: ул.Верхнебазовая - 2021 год, ул.Быстринская - 2021 год, ул.Вересковая - 2021 год, кв-л 40 лет Победы - 2020 год, ул.Ванинская - 2021 год, ул.Бобруйская - 2021 год, ул.Булатная - 2021 год.
В свою очередь, со стороны административного ответчика доказательств выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог, в том числе изготовление технических паспортов, по улицам Быстринская, кв-л 40 лет Победы, Булатная г.Хабаровска, согласно плану-графику не представлено.
Между тем, в отношении автомобильных дорог по улицам Бобруйская и Верхнебазовая имеются технические паспорта по состоянию на 2008 год, в отношении автомобильных дорог Вересковая и Ванинская - по состоянию на 2014 год, содержащие сведения о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что спорные дороги расположены в границах городского округа "Город Хабаровск", отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, а поскольку содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа относится к вопросам местного значения округа, то работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией городского округа г.Хабаровска.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
В то же время, отменяя решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 6 сентября 2021 года в части и отказывая в удовлетворении административного иска прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.Хабаровска по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" улиц Верхнебазовая, Вересковая, Ванинская, Бобруйская г.Хабаровска и возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности изготовить технические паспорта на указанные автомобильные дороги, апелляционный суд, исходил из того, что в отношении названных автомобильных дорог технические паспорта изготовлены, при этом действующее законодательство не предусматривает сроки действия технической документации на автомобильные дороги.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в отсутствие в нормативных документах срока проведения паспортизации обязанность по изготовлению технических паспортов на автомобильные дороги по улицам Быстринская, кв-л 40 лет Победы, Булатная г.Хабаровска правильно возложена на администрацию г.Хабаровска, как на орган, к полномочиям которого относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Иные доводы кассационной жалобы администрации г.Хабаровска правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по существу направлены на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 6 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 6 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.