Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Михайлова Александра Николаевича к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михайлов А.Н. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным ответ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО ОА города Якутска) от 04 августа 2021 года о невозможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", под индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС); возложить на административного ответчика обязанность предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок.
Определением суда от 27 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Окружной администрации города Якутска (далее - ОА города Якутска).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2022 года, административные исковые требования Михайлова А.Н. удовлетворены частично: оспариваемый отказ ДИЗО ОА города Якутска, выраженный в уведомлении от 04 августа 2021 года N 3454-ДИЗО/21, признан незаконным; на ОА города Якутска в лице ДИЗО ОА города Якутска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Михайлова А.Н. от 15 июля 2021 года N7737-106-2021. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
23 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 06 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления Михайлова А.Н.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами сделан неверный вывод о восстановлении административному истцу срока на обращение в суд, в связи с незначительностью периода его пропуска. Кроме этого, кассатор сослался на установление в ходе проверки признака самовольного занятия испрашиваемого земельного участка, нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта незавершённого строительства (фундамента), его расположения в зоне с особыми условиями использования территории электроснабжения, а также не предоставления выписки из ЕГРН одновременно с подачей заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июня 2022 года кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Михайлову А.Н. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, площадью 76, 1 кв.м, 2007 года постройки, расположенный по адресу: "адрес", в пределах земельного участка с кадастровым номером N. 08 июля 2021 года жилой дом поставлен на кадастровый учёт и внесена запись о государственной регистрации права собственности (выписка из ЕГРН от 08 июля 2021 года).
Также, Михайлов А.Н. является собственником гаража с кадастровым номером N, площадью 216 кв.м, 2005 года постройки, расположенного по адресу: "адрес", СОТ "Птицевод", поставлен на кадастровый учёт 05 октября 2016 года (выписка из ЕГРН от 28 декабря 2021 года).
На основании договора аренды N 3803 от 29 апреля 2003 года, Михайлов А.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 23 августа 2021 года перед ДИЗО ОА города Якутска задолженности по арендной плате не имеет.
Из выписки из ЕГРН от 22 апреля 2021 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 721 кв.м, отнесён к категории земель "земли населённых пунктов", имеет вид разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства", расположен по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учёт 08 июля 2003 года.
15 июля 2021 года Михайлов А.Н. обратился в ДИЗО ОА города Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 721 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, указав на наличие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости - индивидуального жилого дома с кадастровым номером N.
Решением ДИЗО ОА города Якутска, изложенным в письме от 04 августа 2021 года за N 3454-ДИЗО/21, Михайлову А.Н. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, и указано в обоснование, что Управлением муниципального контроля ОА города Якутска проведена проверка земельного участка, в ходе которой установлено, что имеются признаки самовольного занятия земельного участка объектом незавершённого строительства (фундаментом).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 22 июля 2021 года N 07-070133, земельный участок кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж-2А, функциональной зоне индивидуальной жилой застройки; по ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует; решение о резервировании под муниципальные или государственные нужды не принято; решение о развитии застроенных территорий не принято; по проекту планировки территории относится к объектам индивидуальной жилой застройки; проекту межевания территории кварталов "Птицевод", "Речевая школа" городского округа "город Якутск" соответствует.
Из акта обследования земельного участка от 15 декабря 2021 года, составленного управлением муниципального контроля ОА города Якутска, следует, что на земельном участке расположен жилой одноэтажный дом, а также расположен металлический каркас нежилого строения гаража на трубном фундаменте, имеется самовольное занятие земельного участка площадью 81, 95 кв.м, а также указано, что земельный участок расположен за пределами береговой полосы водного объекта и за пределами лесохозяйственного регламента лесных насаждений.
Частью 1 статьи 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно пункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Земельным кодексом РФ предусмотрено, что если иное не установлено этой статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20).
Исходя из содержания приведённых норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений.
По смыслу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установили, что никаких ограничений в отношении испрашиваемого земельного участка не установлено, земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте, на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу, и пришли к правильному выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает право административного истца, как собственника жилого дома, на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ДИЗО ОА города Якутска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доказательств наличия признаков самовольного занятия земельного участка объектом незавершённого строительства (фундаментом) в материалах дела не имеется, и административным ответчиком, на которого в силу требований КАС РФ лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
Так, индивидуальный жилой дом возведён Михайловым А.Н. на законных основаниях, право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН 08 июля 2021 года в установленном законом порядке, государственная регистрация в судебном порядке не оспорена.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории электроснабжения, правового значения не имеет, поскольку не являлся основанием для отказа ДИЗО ОА города Якутска в предоставлении спорного земельного участка.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ДИЗО ОА города Якутска в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.