Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 01 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района города Владивостока в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации города Владивостока, заинтересованные лица: КГУП "Приморский экологический оператор", ООО "Перекресток В" об оспаривании бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя администрации города Владивостока ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Первомайского района города Владивостока обратился в Первомайский районный суд города Владивостока с защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации города Владивостока, выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, сбор, вывоз в специально отведенные места отходов, мусора с территории острова Рейнике, в районе дизель-электростанции, расположенной в районе земельного участка с кадастровым номером 25:28:090101:770 по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе улица Набережная, дом 13 (остров Рейнике), и находящийся в муниципальной собственности; возложить на администрацию города Владивостока обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, осуществить сбор и вывоз в специально отведённые места отходов, мусора с территории острова Рейнике, в районе дизель-электростанции, расположенной в районе земельного участка с кадастровым номером 25:28:090101:770.
Определением суда от 26 ноября 2020 года привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц КГУП "Приморский экологический оператор", ООО "Перекресток В".
Решением Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 01 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.
30 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Владивостока, поданная через Первомайский районный суд города Владивостока Приморского края 16 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами сделан неверный вывод о бездействии администрации города Владивостока по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых коммунальных отходов на острове Рейнеке. Спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:090101:770 сформирован и поставлен на кадастровый учёт 20 декабря 2020 года, то есть после внесения представления прокуратуры Первомайского района города Владивостока, и после подачи административного искового заявления в суд. В представлении прокуратуры и оспариваемых судебных решениях речь идёт о разных земельных участках. Судами нарушены нормы процессуального права, поскольку принимая уточнённые исковые требования, фактически были изменены основания и предмет административного искового заявления. Кроме этого, кассатор сослался на постановление администрации Приморского края от 04 декабря 2017 года N 495-па "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Приморского края", а также Соглашение от 02 июля 2019 года N 1/6 "Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Приморского края", согласно которым с 01 января 2020 года транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО относится к компетенции КГУП "Приморский экологический оператор", который и будет надлежащим административным ответчиком по данным требованиями прокурора. Также кассатор указал, что на основании письма администрации города Владивостока свалка была ликвидирована 13 ноября 2021 года КГУП "Приморский экологический оператор".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июня 2022 года кассационная жалоба администрации города Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока ФИО6, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, изучив письменные возражения прокуратуры Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Первомайского района города Владивостока проверки сведений, изложенных в публикации в сети "Интернет", по факту размещения стихийной свалки на острове Рейнике, выявлены нарушения действующего законодательства, а именно установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 25:28:090101:770, расположенном по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе улица Набережная, дом 13 (остров Рейнике), обнаружена несанкционированная свалка. Указанный факт подтверждается фототаблицей.
28 мая 2020 года по итогам вышеуказанной проверки и.о.прокурора Первомайского района города Владивостока в адрес главы города Владивостока внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера N 7-2-2020/401.
Согласно выписке из ЕГРН от 11 июня 2021 года земельный участок с кадастровым номером 25:28:090101:770 относится к категории земель "земли населённых пунктов" и образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - (Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) органами местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Устава города Владивостока, принятым решением Думы города Владивостока от 03 марта 2005 года N 49.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-с, предусмотрено, что если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установили наличие несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 25:28:090101:770 по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе улицы Набережная, дом 13 (остров Рейнике), и пришли к правильному выводу о незаконном бездействии администрации города Владивостока, и нарушении ею законодательства в области обращения с отходами, а также санитарного законодательства.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией города Владивостока не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика и заинтересованного лица, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Между тем, в кассационной жалобе администрация города Владивостока по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что КГУП "Приморский экологический оператор" ответственен за ликвидацию несанкционированной свалки, и администрация города Владивостока не является надлежащим административным ответчиком по делу, являлся предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен. Данным доводам в оспариваемых постановлениях дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Доводы кассационной жалобе о том, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учёт только 20 декабря 2020 года, а также что свалка была ликвидирована 13 ноября 2021 года, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку факт наличия свалки и бездействия администрации города Владивостока на момент проведения проверки, предъявления административного иска в суд и рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанций, установлены.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Владивостока в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 01 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.