Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Бураева Руслана Владимировича, Бураевой Тамары Ханджериевны к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, заинтересованное лицо Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Бураева Р.В. - ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бураев Р.В. и Бураева Т.Х. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО ОА города Якутска) N 4657-ДИЗО/21 от 06 октября 2021 года в предоставлении административным истцам земельного участка с кадастровым номером N; возложить на административного ответчика обязанность восстановить нарушенные права административных истцов.
Определением судьи от 19 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года, административные исковые требования Бураева Р.В. и Бураевой Т.Х. удовлетворены: отказ ДИЗО ОА города Якутска N 4657-ДИЗО от 06 октября 2021 года в предоставлении в общую совместную собственность земельного участка с кадастровым номером N признан незаконным; на ДИЗО ОА города Якутска возложена обязать повторно рассмотреть заявление Бураева Р.В. от 15 сентября 2021 года N 71863-101-2021.
06 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 23 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бураева Р.В. и Бураевой Т.Х.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, судами сделан необоснованный вывод об отсутствии доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохраной зоне (береговой полосе), поскольку данный факт подтверждён Сведениями государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Кроме этого, кассатор сослался на сведения из ЕГРН от 17 сентября 2021 года, согласно которым испрашиваемый земельный участок отнесён к зоне затопления на территориях, прилегающих к реке Лене в границах населённого пункта Республики Саха (Якутия) городской округ "город Якутск" (приказ от 18 марта 2020 года N 80).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные истцы, представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя Бураева Р.В. - ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Бураеву Р.В. и Бураевой Т.Х. на праве общей совместной собственности принадлежит дом с условным номером 14-14-01/074/2012-927, назначение: нежилое, 1 этажный, общей площадью 18, 9 кв.м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Усть-Мархинка, СОТ "Прибрежный" (свидетельство о государственной регистрации права от 12 декабря 2012 года).
На основании договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 09-1/2017-0675, заключённого между ДИЗО ОА города Якутска и Бураевым Р.В, Бураевой Т.Х. 10 ноября 2017 года, последним передан в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, из земель населённых пунктов, вид разрешённого использования "под садоводство и огородничество", расположенный по адресу: "адрес", для использование под садоводство и огородничество. Срок действия аренды с 10 ноября 2017 года по 10 ноября 2020 года.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от 18 апреля 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований ДИЗО ОА года Якутска о признании недействительным договора аренды земельного участка N 09-1/2017-0675 от 10 ноября 2017 года. Данным решением установлено, что со стороны ДИЗО ОА города Якутска не представлено допустимых и бесспорных доказательств расположения земельного участка с кадастровым номером N в пределах береговой полосы.
15 сентября 2021 года Бураев Р.В. в лице представителя ФИО10 обратился Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в общую совместную собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 15005 кв.м, для использования под садоводство и огородничество.
Решением ДИЗО ОА города Якутска, изложенным в письме от 06 октября 2021 года за N 4657-ДИЗО/21, со ссылкой на пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ Бураеву Р.В. отказано в предоставления земельного участка с кадастровым номером N, по тем основаниям, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 27 сентября 2021 года N 07-071203 испрашиваемый земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта.
Из выписки из ЕГРН от 31 июля 2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учёт 25 сентября 2012 года, отнесён к категории земель "земли населённых пунктов", определён вид разрешенного использования "под садоводство и огородничество", сведения о наличии ограничений либо обременений не имеется.
Согласно акту обследования земельного участка в рамках межведомственного взаимодействия от 27 сентября 2021 года, составленного управлением муниципального контроля ОА города Якутска, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1500 кв.м, используется по целевому назначению, на участке расположен одноэтажный дом и хозяйственная постройка, наличие береговой полосы водного объекта имеется, возможность использования под запрашиваемый вид имеется.
Частью 1 статьи 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельным кодексом РФ предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
Исходя из содержания приведённых норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, исходили из отсутствия бесспорных доказательств, свидетельствующих о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах береговой полосы, и пришли к правильному выводу о несоответствии требованиям закона отказа ДИЗО ОА города Якутска в предоставлении земельного участка Бураеву Р.В.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ДИЗО ОА города Якутска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохраной зоне (береговой полосе) в материалах дела не имеется, и административным ответчиком, на которого в силу требований КАС РФ лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
Указание в кассационной жалобе на отнесение испрашиваемого земельного участка к зоне затопления на территориях, прилегающих к реке Лене в границах населённого пункта Республики Саха (Якутия) городской округ "город Якутск", правового значения не имеет для разрешения настоящего спора, поскольку данные доводы не приведены в оспариваемом отказе.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ДИЗО ОА города Якутска в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.