Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации города Хабаровска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о.прокурора Железнодорожного района города Хабаровска к администрации города Хабаровска, заинтересованные лица: департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска ФИО9 поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО10, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. прокурора Железнодорожного района города Хабаровска обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил обязать администрацию города Хабаровска принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно провести работы по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие дороги (проезда) от дома N 6 по улице Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровске; признать бездействие администрации города Хабаровска по не проведению паспортизации дороги общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" от дома N 6 по улицы Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровска и непринятию мер по постановке на учёт названного бесхозяйного сооружения; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу от дома N 6 по улице Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровске; обязать муниципальное образование "Городской округ город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учёт в качестве бесхозяйной дороги, расположенной от дома N 6 по улице Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровске; установить административному ответчику определённый срок для устранения нарушений, а именно, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от 20 сентября 2021 года и от 19 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения".
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 03 ноября 2021 года в удовлетворении административных требований прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 марта 2022 года, с учётом определения об исправлении описки от 04 марта 2022 года, решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 03 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выразившееся в необращении в регистрирующий орган с заявлением о принятии бесхозяйного проезда от дома N 6 по улице Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровске на учёт как бесхозяйного имущества; на администрацию города Хабаровска возложена обязанность, в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного проезда от дома N6 по улице Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровске, изготовить технический паспорт проезда и провести работы по приведению проезда в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
06 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная через Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 25 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 марта 2022 года, и оставлении в силе решения Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 03 ноября 2021 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судом апелляционной инстанции сделан произвольный вывод об отнесении спорной дороги к объекту недвижимости (объекту улично-дорожной сети), поскольку это самовольно устроенный проезд, который не имеет конструктивных элементов. Кроме этого, кассатор сослался на то, что действующим законодательством определён порядок постановки недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного, согласно которому, сначала необходимо произвести паспортизацию и инвентаризацию дороги. Кассатор полагает, что суд обязал администрацию города Хабаровска принять в муниципальную собственность имущество, у которого уже есть владелец. Кроме этого, кассатор сослался на план-график технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", утверждённый мэром города Хабаровска в 2019 году.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, с использование системы видеоконференц-связи с Железнодорожным районным судом города Хабаровска Хабаровского края, а также приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 марта 2022 года до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использование системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска ФИО9, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО10, изучив письменные возражения первого заместителя прокурора Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Железнодорожного района города Хабаровска на основании обращения ФИО11 проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке дороги (проезде) от дома N 6 по улице Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровске, установлено, что на покрытии проезжей части указанного проезда (дороги) имеются дефекты в виде выбоин, просадок, размеры одной из которых: глубина 9 см, длина - 128 см, ширина - 173 см, площадь которой составляет 2, 21 кв.м, что превышает предельные размеры дефектов в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, чем нарушен пункт 5.2.4 ГОСТ, о чём 03 августа 2021 года старшим помощником прокурора района составлен акт осмотра, проведённого совместно с сотрудником ОГИБДД УМВД России по городу Хабаровску. К акту приложена фототаблица.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что проезд на учёт в качестве бесхозяйного не принят, паспорт отсутствует.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами настоящего закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий
Статьёй 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), пунктом 5.2.4 которого предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и иных повреждений.
Частями 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, которые принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что спорный проезд не является объектом улично-дорожной сети города Хабаровска, расположен в границах территории, не обеспеченной документацией по планировке территории, расположен в границах красных линий улиц, а также спорный проезд проходит через территорию земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041233:13 с видом разрешённого использования - "для индивидуальной жилой застройки", который находится в собственности граждан.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд апелляционной инстанции сослался на положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждённый приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, установил, что спорная дорога является самостоятельным объектом, расположена в границах муниципального образования города Хабаровска, не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, не является частной автомобильной дорогой, то есть является дорогой общего пользования местного значения, и пришёл к выводу о незаконном бездействии администрации города Хабаровска, как в принятии спорного участка дороги в муниципальную собственность, как бесхозяйного имущества, так и в его надлежащем содержании.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме, в том числе нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту интересов которых он обратился в суд, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 176, пунктом 2 части 3 статьи 180 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, выводы суда не должны носить общий характер, а должны быть четкими и однозначными, в решении должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах. В противном случае нарушаются задачи и смысл административного судопроизводства, установленные статьей 3 КАС РФ.
Непосредственность судебного разбирательства и проверяемость судебных актов является одним из принципов административного судопроизводства.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Вопреки приведённым законоположениям суд апелляционной инстанции меры для полного и правильного разрешения требований об оспаривании бездействия администрации города Хабаровска, выразившегося в непринятии мер по проведению паспортизации дороги общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" от дома N 6 по улицы Иркутской до проспекта 60-летия Октября в городе Хабаровска и в непринятии мер по постановке на учёт названного бесхозяйного сооружения; а также о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно провести работы по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие дороги (проезда)", не принял, является ли весь проезд дорогой общего пользования, не выяснил, оценку имеющимся в материалах дела документам (сведениям из публичной кадастровой карты и выпискам из ЕГРН) о том, что спорный проезд проходит частично через территории земельных участков с кадастровыми номерами: 27:23:0041233:13, 27:23:0041233:161, с видом разрешённого использования "для индивидуальной жилой застройки", которые находятся в собственности граждан, не дал, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц не привлёк собственников вышеуказанных земельных участков, для дачи ими пояснений по существу дела, поскольку принятым решением непосредственно могут быть затронуты их права.
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 05 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов жителей города Хабаровска, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 марта 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Хабаровский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.