Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Жукова Алексея Петровича на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 30 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Жукова А.П. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жуков А.П. обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконными: ряд неправомерных действий (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, связанных с назначением ему страховой пенсии; действие (бездействие) сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю незаконными и повлекшими нарушение его прав на обеспечение питанием по установленным нормам, взыскать с Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в размере 70 000 руб. и 150 000 руб.
Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 8 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Определением суда от 25 августа 2021 года приняты дополнительные исковые требования истца; в связи с ранее заявленными исковыми требованиями о компенсации морального вреда, суд перешёл к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 октября 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено УФСИН России по Хабаровского краю.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 30 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 мая 2022 года, исковые требования Жукова А.П. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие в части необеспечения Жукова А.П. индивидуальным рационом питания по варианту N 2. С ФСИН России в пользу Жукова А.П. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 5 000 рублей. В удовлетворении исковых требований Жукова А.П. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю о взыскании компенсации материального и морального вреда отказано.
24 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Кировский районный суд г.Хабаровска 8 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, со ссылкой на то, что Жуков А.П. не доказал факт причинения ему физических и нравственных страданий ввиду выдачи ему ИРП по варианту N 1, а не по варианту N 2. Судом апелляционной инстанции не дана оценка пропуска административным истцом установленного законом срока для обращения в суд.
30 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Жукова А.П, в которой он просит суд изменить судебные постановления и назначить компенсацию за каждое нарушение его права быть обеспеченным ИРП N 2, признать нарушением в части несвоевременного пенсионного обеспечения. В обоснование кассационной жалобы административный истец указал, что суды не установили и дали оценку шести нарушениям со стороны ответчика. Он не знал процедуру реализации пенсионного обеспечения. Позиция ответчика не основана на представленных в суд материалах дела.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 июня и 1 июля 2022 года соответственно кассационные жалобы УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Жукова А.П. переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Организация питания осужденных производится, в том числе, на основании приказа Минюста России N 189 от 17 сентября 2018 года "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Указанным приказом установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение N 5).
Также из приложения N 5 к приказу следует, повышенной нормой питания обеспечиваются, в том числе больные Вич-инфекцией, вне зависимости от места содержания.
Кроме того, осужденным помимо общего питания, дополнительного питания (повышенной нормы питания), может быть назначено лечебное питание, особенности назначения осужденным лечебного питания урегулированы нормами приказа ФСИН России N 696 от 2 сентября 2016 года "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Порядок).
Пунктами 141, 151 Порядка предусмотрено, что организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий: больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложении к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении.
Учитывая изложенное, лечебное питание назначается при наличии специального медицинского заключения и только на период нахождения больного на лечении.
Согласно части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно (часть 5 статьи 99 названного Кодекса).
Согласно статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При этом, исходя из положений ст.21, 22 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ст. 22 Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", назначение пенсий носит заявительный характер.
Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (п.3 ст.98 УИК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В Письме МВД РФ от 6 ноября 1997 года N 18/13-204 "О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях" указано, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения (п.1).
Согласно статьям 16, 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приложением N 2 к Приказу Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждён Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, согласно которого подозреваемым и обвиняемым разрешается иметь при себе и хранить документы и записи, касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, осужденный Жуков Алексей Петрович прибыл в ФКУ СИЗО-1 г.Хабаровска 25 августа 2019 года из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Кировской области на основании ст.77.1 УИК РФ, убыл 30 июля 2020 года в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Кировской области.
16 декабря 2019 года Жуков А.П. признан инвалидом третьей группы сроком до 1 января 2021 гола.
2 июня 2020 года Жуков А.П. обратился в адрес учреждения по вопросу назначения пенсии.
Сотрудниками ФКУ СИЗО-1 по доверенности от Жукова А.П. собран пакет документов и направлен в Пенсионный Фонд РФ: 18 июня 2020 года - для назначения пенсии; 29 июня 2020 года - для назначения региональной социальной доплаты.
С 16 декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года Жукову А.П. была установлена страховая пенсия по инвалидности в размере 3489, 76 руб, а с 18 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года - ежемесячная денежная выплата в размере 1072, 49 руб.
С жалобой на позднее назначения пенсии истец впервые обратился 28 июля 2020 года в адрес Московской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В период содержания в ФКУ СИЗО-1 Жукову А.П. полагались повышенные нормы питания в связи с состоянием здоровья, по варианту N 2 (для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений вне зависимости от места содержания, получающих питание по соответствующим повышенным нормам питания).
В соответствии со справкой заместителя начальника от 14 сентября 2021 года ИРП поставляется в учреждение только согласно распоряжению УФСИН России по Хабаровскому краю с ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю - Рацион питания (РП) ТУ N9194-001-08830913-2016 в варианте N 1.
Частично удовлетворяя административный иск Жукова А.П, суды, руководствуясь приведенным выше правовыми нормами, и, установив, что Жуков А.П. не был обеспечен положенной нормой питания в ФКУ СИЗО-1 г.Хабаровска при этапировании в суд на судебные заседания и к месту отбытия наказания, и при отсутствии каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия и т.п.), которые бы послужили основанием для освобождения от возмещения денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей, учитывая характер нарушения (непредоставление варианта питания, положенного истцу по состоянию здоровья, но обеспечение при этом иным необходимым для поддержания жизнедеятельности набором продуктов питания), небольшую продолжительность периода нарушения, а также состояние здоровья истца, пришли к выводу об определении размера компенсации в 5 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что истец в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 и до 21 июля 2020 содержался в качестве обвиняемого, а не осужденного, в связи с чем обязанность оформления документов для назначения и выплаты ему пенсии у администрации учреждения отсутствовала. Нарушений установленных требований при выдаче истцу на руки документов об установлении ему инвалидности также не имеется. Реализация лицом, имеющим право на пенсию, своего права носит заявительный характер; сам по себе факт установления инвалидности без обращения в пенсионный орган за назначением соответствующей пенсии не влечет обязанности ПФР назначить такую пенсию.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию сторон по делу, изложенную ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 30 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 мая 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Жукова А.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.