Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Спецавтохозяйство" на решение Свободненского городского суда Амурской области от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Свободненского района Амурской области, администрации Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области, ООО "Спецавтохозяйство" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свободненский городской прокурор обратился в Свободненский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц - жителей Свободненского района Амурской области и, с учётом уточнения исковых требований и отказа от части исковых требований, просил возложить на администрацию Свободненского района Амурской области и администрацию Сычевского сельсовета Свободненкого района Амурской области обязанность ликвидировать в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированную свалку отходов, расположенную в селе Гуран Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области c географическими координатами 51.0197, 127.2981 на площади 0, 07 га, объёмом 678 куб.м, путём организации сбора и вывоза твёрдых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; возложить на ООО "Спецавтохозяйство" обязанность ликвидировать в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированную свалку отходов, расположенную в селе Гуран c географическими координатами 51.0197, 127.2981 на площади 0, 07 га, объёмом 678 куб.м, путём сбора и вывоза твёрдых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 17 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 марта 2022 года, административные исковые требования были удовлетворены частично в отношении администрации Сычевского сельсовета Свободненкого района Амурской области и ООО "Спецавтохозяйство", в удовлетворении административного иска к администрации Свебодненского района отказано.
04 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО "Спецавтохозяйство", поданная через Свободненский городской суд Амурской области 22 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении административного дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, в силу действующего законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления. Кроме этого, по мнению кассатора, алгоритм ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО региональным оператором установлен Правилами N 1156 и к спорным свалкам не применим, поскольку отходы сельскохозяйственного мусора к твёрдым коммунальным отходам не относятся, а также не разрешён вопрос возмездности ликвидации. При этом ООО "Спецавтохозяйство" было лишено возможности обследования спорной свалки, поскольку была зима и большой снежный покров. Полагает, что судом необоснованно требования к ООО "Спецавтохозяйство" рассмотрены в порядке административного, а не гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05 июля 2022 года кассационная жалоба ООО "Спецавтохозяйство" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, изучив письменные возражения первого заместителя прокурора Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой Свободненской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Амурской области проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области были выявлены несанкционированные свалки отходов, расположенных на местностях с географическими координатами, в том числе в селе Гуран географическими координатами 51.0197, 127.2981 на площади 0, 07 га, объемом 678 куб.м, состоящие из бытового и сельскохозяйственного мусора.
Из ответа администрации Свободненского района Амурской области от 23 апреля 2021 года за N 1565 следует, что на территории Свободненского района нет зарегистрированных полигонов ТБО; в соответствии с территориальной схемой обращения отходов Амурской области на территории района определены 8 мест временного накопления отходов; земельные участки находятся в собственности администраций сельских поселений, категория земель "земли промышленности", разрешённое использование "для размещения площадок для складирования ТБО"; спорные несанкционированные места накопления отходов в 2020-2021 годах не включены в Территориальную схему обращения с отходами; по запросу ГБУ "Экология" администрациями сельских поселений проведена работа по выявлению несанкционированных мест накопления отходов на территориях населённых пунктов, по результатам сформирован реестр и произведён расчёт стоимости ликвидации мест несанкционированных свалок для запланированного участия Свободненского района в "пилотном проекте" по выделению средств областной субсидии на условиях софинансирования из бюджета поселений на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов.
14 мая 2018 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО "Спецавтохозяйство" (региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 5 город Свободный, город Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район, ЗАТО Циолковский)" Амурской области (пункт 1.2.). Статус Регионального оператора присваивается на 10 лет. Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением 01 января 2019 года (пункт 1.5.).
25 декабря 2018 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО "Спецавтохозяйство" заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 14 мая 2018 года.
Согласно пункту 3.1. Соглашения, региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов путём заключения договоров с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, деятельность которых предусмотрена Территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, которыми региональный оператор владеет и (или) пользуется на законных основаниях (пункт 3.2. Соглашения).
Пунктом 3.9. Соглашения предусмотрено, что региональный оператор несёт ответственность за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твёрдых коммунальных отходов.
В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в порядке, установленном правилами обращения с твёрдыми коммунальными, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 3.10. Соглашения).
К моменту рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции несанкционированная свалка отходов, расположенная в селе Гуран, не ликвидирована.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - (Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Уставом Сычевского сельсовета, принятым решением Совета народных депутатов от 31 августа 2010 года N 07, установлено, что к вопросам местного значения поселения, относится в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов (статья 5).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 предусмотрено, что если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 16 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156) в случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Правил N 1156 установлено, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156, Территориальную схему обращения с отходами на территории Амурской области, утверждённую приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 29 ноября 2021 года N 527-ОД, установили, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, на территории, в том числе в селе Гуран Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области, была выявлена несанкционированная свалка отходов, собственник которых установлен не был, и пришли к правильному выводу о законности требований прокурора, признав надлежащими административными ответчиками орган местного самоуправления такого образования и регионального оператора, который среди прочего несёт обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, а также, что бездействие органа местного самоуправления и регионального оператора нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ёе защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, ООО "Спецавтохозяйство" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Между тем, в кассационной жалобе ООО "Спецавтохозяйство" по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, вопреки доводам кассационной жалобы, отнесены на регионального оператора ООО "Спецавтохозяйство" на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 14 мая 2018 года и дополнительного соглашения к нему от 25 декабря 2018 года, а также Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156.
Настоящее дело правомерно рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции в рамках административного судопроизводства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ООО "Спецавтохозяйство" в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.