Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Луч" Прокопишина В.П. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Луч" к управлению образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, заинтересованное лицо УМВД России по городу Петропавловску-Камчатскому об оспаривании действий, выразившихся в обследовании жилого помещения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Луч" (далее - ООО "Луч", Общество) обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным исковым заявлением и просило признать незаконными действия управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившиеся в обследовании жилого помещения по адресу: Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Доватора, дом 30, в отсутствие правовых оснований; обязать административного ответчика принять в пределах компетенции меры в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; взыскать расходы на оплату государственной пошлины.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 марта 2022 года, административный иск ООО "Луч" оставлен без удовлетворения.
08 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 29 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов и направлении административного дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не дана должная оценка доводам административного истца о законности осуществления Обществом услуги по предоставлению временного проживания в принадлежащем Обществу жилом доме, не исследованы доказательства законности действий административного ответчика по неоднократной попытки произвести обследование вышеуказанного жилого дома, в том числе с проникновением на частную территорию, а также суды не выясняли какое право несовершеннолетних детей было нарушено и требовало защиты, в чём заключалась угроза нарушения жизни и здоровья несовершеннолетних граждан. При этом, проверка проводилась не по месту фактического проживания несовершеннолетних, а по месту их регистрации. Кроме этого, по мнению кассатора, административным ответчиком были нарушены сроки проведения проверки и порядок её проведения (ненадлежащее извещение собственника жилого помещения).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июля 2022 года кассационная жалоба генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Луч" на праве собственности принадлежит здание - жилой дом, общей площадью 61, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
На основании поступившего сообщения УМВД России по городу Петропавловску-Камчатскому от 03 июня 2021 года о возможном проживании 96 несовершеннолетних граждан в жилом доме, расположенном по адресу: Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Доватора, дом 30, 10 августа 2021 года и 12 августа 2021 года, специалистом отдела опеки и попечительства управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа неоднократно предпринимались попытки проведения обследования указанного жилого дома, но провести обследование не представилось возможным из-за отсутствия проживающих в доме граждан.
Согласно пункту 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Пунктом 1 статьи 122 Семейного кодекса РФ установлено, что должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трёх рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учёта в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
Согласно статье 4 Закона Камчатского края от 01 апреля 2014 года N419 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае" органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Реализация переданных государственных полномочий осуществляется управлением образования Петропавловск-Камчатского городского округа.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Камчатского края от 01 апреля 2014 года N 419 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае", установили, что на основании информации, поступившей из УМВД России по городу Петропавловску-Камчатскому, о том, что в принадлежащем ООО "Луч" на праве собственности жилом доме, площадью 61, 2 кв.м, расположенном по адресу: Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Доватора, дом 30, зарегистрировано по месту жительства 96 несовершеннолетних граждан Российской Федерации, специалистом отдела опеки и попечительства управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа осуществлялся выход по месту расположения принадлежащего Обществу жилого дома для проверки соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, и что обследование жилищных условий не выполнено, в связи с отсутствием в доме проживающих граждан, и пришли к правильному выводу об отсутствии нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца, поскольку оспариваемые действия административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства, совершены уполномоченным должностным лицом при наличии к тому правовых оснований.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе генеральным директором ООО "Луч" Прокопишиным В.П. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
В кассационной жалобе генеральный директор ООО "Луч" Прокопишин В.П. по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы заявителя, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и апелляционной инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам генерального директора ООО "Луч" Прокопишина В.П. в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Луч" Прокопишина В.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.