Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 1 июня 2022 года (направленную почтой 26 мая 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу Ярыгина М.М. на решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 28 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 марта 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению региональной безопасности Тамбовской области, Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области о признании незаконными ответов на ходатайства о помиловании (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-266/2021).
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Смирновой Е.Д, выслушав объяснения Ярыгина М.М. посредством ВКС, судебная коллегия
установила:
Ярыгин М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными ответы Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области от 21 июля 2021 года, 1 марта 2018 года и 1 августа 2019 года.
В обоснование заявленных требований указал на то, что трижды обращался с ходатайствами о помиловании на имя Президента РФ в 2017, 2019 и 2021 годах. Все поступившие на его ходатайства ответы по содержанию аналогичны, в них отсутствуют документы, подтверждающие рассмотрение его ходатайств Президентом РФ (подпись главы государства, печать), в связи с чем возникли сомнения относительно рассмотрения его ходатайств о помиловании Президентом РФ.
Решением Бондарского районного суда Тамбовской области от 28 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 марта 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Ярыгина М.М. отказано.
В кассационной жалобе Ярыгина М.М. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Так, частью 2 статьи 85 УК РФ предусмотрено, что актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Осуществление помилования является закрепленной непосредственно в Конституции Российской Федерации исключительной прерогативой Президента Российской Федерации как главы государства (пункт "в" статьи 89).
Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 на территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования, задачами которых являются, в частности, предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.12.2020 N 787, определяется порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за уголовные преступления, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.
В соответствии с пунктом 2 Положения помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость.
На основании пункта 7 Положения ходатайство о помиловании лица, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 12).
В соответствии с пунктом 16 Положения комиссия по вопросам помилования не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней), и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость (пункт 17 Положения).
В силу пунктов 23, 24 Положения информация об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней после принятия решения об отклонении ходатайств о помиловании. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании осужденные уведомляются письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. Одновременно с уведомлением осужденному возвращаются копии судебных документов и иные материалы (справки), приложенные им к ходатайству о помиловании.
Аналогичный по своему содержанию порядок направления ходатайства о помиловании и уведомления осужденного об отклонении Президентом РФ такого ходатайства был предусмотрен действовавшим до 14 декабря 2020 года Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и второй инстанций, Ярыгин М.М. 18 октября 2010 года осужден приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области по части 1 статьи 105, части 1 статьи 244, части 1 статьи 222 УК РФ к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
11 августа 2017 года Ярыгин М.М. через администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области обратился с ходатайством к Президенту РФ о помиловании.
17 августа 2017 года ходатайство о помиловании осужденного Ярыгина М.М. с прилагаемыми к нему документами направлено начальнику УФСИН России по Тамбовской области. С письмом о направлении ходатайства и документов Ярыгин М.М. ознакомлен в этот же день.
22 августа 2017 года ходатайство о помиловании осужденного Ярыгина М.М. с приложением было направлено председателю Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области.
22 сентября 2017 года состоялось заседание Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области, по итогам которого члены Комиссии единогласно высказались об отказе в поддержке ходатайства Ярыгина М.М. Заключение и протокол заседания комиссии с ходатайством Ярыгина М.М. направлены главе администрации Тамбовской области, которым подготовлено и внесено Президенту РФ представление о нецелесообразности применения акта помилования в отношении административного истца.
Письмом начальника Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан от 16 февраля 2018 года N А64-402п, направленном в адрес главы администрации Тамбовской области, сообщено об отклонении ходатайства Ярыгина М.М.
Письмом заместителя председателя Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области от 1 марта 2018 года N 5102-05/415 Ярыгину М.М. сообщено об отклонении Президентом РФ его ходатайства о помиловании, с которым административный истец ознакомлен 7 марта 2018 года (л.д.168).
В 2019 году Ярыгин М.М. вновь обратился к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое 25 февраля 2019 года с прилагаемыми к нему документами было направлено начальнику УФСИН России по Тамбовской области, откуда 26 февраля 2019 года направлено председателю Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области.
21 марта 2019 года данное ходатайство рассмотрено комиссией на 155-м заседании. Члены Комиссии единогласно высказались об отказе в поддержке ходатайства осужденного.
8 апреля 2019 года Главой администрации Тамбовской области подготовлено и внесено Президенту РФ представление о нецелесообразности применения акта помилования в отношении осужденного Ярыгина М.М.
31 июля 2019 года в адрес администрации Тамбовской области поступило письмо заместителя начальника Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан N А64-2835-п, в котором сообщалось об отклонении Президентом РФ ходатайства Ярыгина М.М. о помиловании.
1 августа 2019 года председателем Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области для Ярыгина М.М. направлено письмо, в котором осужденному сообщалось об отклонении его ходатайства о помиловании (л.д. 93).
Также 5 августа 2019 года исполняющим обязанности начальника УФСИН России по Тамбовской области в адрес ФКУ ИК-8 направлено письмо N 70/ТО/6-10163 об отклонении Президентом РФ ходатайства Ярыгина М.М. о помиловании с возвращением приложенных материалов, с которым последний ознакомлен 13 августа 2019 года (л.д. 170).
12 февраля 2021 года в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании ФКУ ИК-8 зарегистрировано очередное ходатайство административного истца, которое 24 февраля 2021 года направлено начальнику УФСИН России по Тамбовской области.
22 марта 2021 года ходатайство о помиловании поступило в Комиссию по вопросам помилования Тамбовской области, рассмотрено 8 апреля 2021 года, где члены комиссии единогласно высказались об отказе в поддержке ходатайства осужденного Ярыгина М.М.
29 апреля 2021 года Главой администрации Тамбовской области подготовлено и внесено Президенту РФ представление о нецелесообразности применения акта помилования в отношении осужденного Ярыгина М.М.
Письмом заместителя начальника Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан от 14 июля 2021 года N А64-1800п, адресованном Главе администрации Тамбовской области, сообщено о том, что ходатайство о помиловании осужденного Ярыгина М.М. отклонено президентом РФ (л.д. 108).
21 июля 2021 года председателем Комиссии по вопросам помилования на территории Тамбовской области в адрес ФКУ ИК-8 для Ярыгина М.М. направлено письмо N 51.02-05/П-21/685, в котором осужденному сообщалось об отклонении его ходатайства о помиловании (л.д.109).
С решением об отклонении ходатайства о помиловании Ярыгин М.М. ознакомлен 30 июля 2021 года, также ему возвращены приложенные к ходатайству документы (л.д. 174).
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и второй инстанций исходили из того, что ходатайства о помиловании административного истца от 2017, 2019 и 2021 годов были зарегистрированы, направлены в компетентные органы и рассмотрены уполномоченными органами и лицами в сроки, предусмотренные действующим на момент их рассмотрения законодательством. На всех стадиях движения ходатайств Ярыгина М.М. о помиловании, начиная от администрации исправительного учреждения, где административный истец отбывает наказание и до направления главой администрации Тамбовской области заключения в адрес Президента РФ, уполномоченными органами и должностными лицами были соблюдены сроки, предписанные законодательством на совершение отдельных действий (регистрацию, сбор необходимых документов, направления в следующую инстанцию, проведения заседания и составления необходимых документов). При рассмотрении ходатайств Комиссией по вопросам помилования на территории Тамбовской области решения принимались уполномоченным составом Комиссии при участии в заседании не менее половины членов Комиссии, в связи с чем её решения были правомочными по каждому из ходатайств.
Также исходили из обоснованности направления Комиссией уведомлений о результатах рассмотрения Президентом РФ ходатайств административного истца, поскольку направление осужденному письма об отклонении ходатайства о помиловании, подписанного Главой государства с соответствующими печатями, законодательством не предусмотрена.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает.
Довод кассационной жалобы о том, что суды первой и второй инстанций не выяснили в полной мере содержание поданных административным истцом ходатайств о помиловании, не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку осуществление помилования отнесено к исключительной компетенции Президента Российской Федерации и правом оценки разрешаемого вопроса о помиловании суды не наделены.
Факт направления должностными лицами поданных Ярыгиным М.М. ходатайств Президенту РФ достоверно установлен нижестоящими судами.
Всем имеющимся в деле доказательствам нижестоящими судами дана надлежащая оценка на предмет их относимости и допустимости, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, судебная коллегия находит мотивированными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам, все юридически значимые обстоятельства определены судами верно, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе выводы административного истца о неправильной системе перевоспитания осужденных к предмету рассматриваемого спора не относятся.
Каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 28 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.