Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 марта 2010 г. N Ф03-882/2010
по делу A51-14503/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от отделения по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Ярушкина Е.Е., представитель по доверенности N 2010-05-34/5 от 17.02.2010; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отделения по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району управления Федерального казначейства по Приморскому краю, на решение от 23.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009, по делу N А51-14503/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края, к отделению по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району управления Федерального казначейства по Приморскому краю, о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2010 г.
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края (далее - орган пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий отделения по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - отделение, казначейство), выразившихся в возврате постановления от 21.07.2009 N 33 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с войсковой части 86697, и обязании принять к исполнению данное постановление.
Решением суда от 23.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что постановление органа пенсионного фонда является исполнительным документом в силу пункта 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и подлежит исполнению казначейством.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе отделения, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, полагая, что судами обеих инстанций неверно применены нормы материального права, считает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу орган пенсионного фонда считает принятые судебные акты законными и обоснованными и просит их оставить без изменения, указывая, что вынесенное постановление о взыскании недоимки подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке статьей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса.
Российской Федерации (далее - БК РФ), жалобу - без удовлетворения, считая изложенные в ней доводы несостоятельными.
Орган пенсионного фонда, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.07.2009 судебным приставом-исполнителем отдела по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по результатам рассмотрения направленного на исполнение постановления органа пенсионного фонда N 33 от 21.07.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с войсковой части 86697 в сумме 25 руб. 59 коп. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку должник является бюджетной организацией и имеет расчетный счет в казначействе.
05.08.2009 постановление N 33 от 21.07.2009 направлено органом пенсионного фонда в казначейство для исполнения.
Письмом от 10.08.2009 N 2010-02-04/892 указанное постановление и приложенные к нему документы возвращены в адрес заявителя без исполнения с указанием на то, что постановление не является судебным актом, в связи с чем его исполнение не регулируется статьей 242.5 БК РФ.
Не согласившись с действиями казначейства по отказу в принятии к исполнению постановления N 33 от 21.07.2009, орган пенсионного фонда обратился с заявлением в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в обоснование заявленных требований и возражений на них, признал их незаконными. Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции, при этом суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 25.1 названного Федерального закона решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве",
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 настоящего Кодекса.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что войсковая часть 86697 является бюджетным учреждением и имеет лицевой счет в отделении казначейства, при этом других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях войсковая часть не имеет.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали действия казначейства по возврату органу пенсионного фонда постановления о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование N 33 от 21.07.2009 незаконными, обязав принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательствах, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов не установлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 23.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу N А51-14503/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 настоящего Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 марта 2010 г. N Ф03-882/2010 по делу A51-14503/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании