Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2010 г. N Ф03-1109/2010
по делу A73-7782/2003
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от ФПС России: Ткаченко Ю.А. - старший государственный налоговый инспектор по доверенности от 14.10.2009 б/н, от ОАО "ДЭК": Парышева Е.В. - заместитель начальника по доверенности от 01.01.2010 N ДЭК-20-15/2Д, от и.о.конкурсного управляющего ФГУП "ПО "Амурмаш": Комаров В.А. - конкурсный управляющий (определение от 13.12.2006), от ФГУП "ПО "Амурмаш": Богомолова С.А. - представитель по доверенности от 16.06.2009 б/н, Баннова Е.Ю. - представитель по доверенности от 20.08.2009 б/н, от ОАО "Амурское предприятие торговой техники": Попова И.В. - представитель по доверенности от 11.01.2010 N 07, от ОАО "ДГК": Кричановская Е.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 01.12.2009 N 7/573, от Правительства Хабаровского края: Мельниченко С.Н. - консультант отдела оборонных отраслей промышленности (удостоверение N 355), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы, на определение от 15.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010, по делу N А73-7782/2003 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго", о признании Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш" несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2010 г.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.08.2003 но заявлению ОАО "Хабаровскэнерго" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш" (далее - ФГУП "ПО "Амурмаш", должник, предприятие).
Определениями от 20.07.2004, от 04.04.2005 в отношении должника были введены процедуры наблюдения, внешнего управления, соответственно.
Решением суда от 13.12.2006 ФГУП "ПО "Амурмаш" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполняющим обязанности конкурсного управляющего должника назначен Комаров В.А.
Определением от 15.12.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010, конкурсное производство в отношении должника завершено, производство по делу о банкротстве предприятия прекращено.
Федеральная налоговая служба, не согласившись с принятыми судебными актами, просит их отменить и принять новый судебный акт о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев для реализации имущества должника и удовлетворения требований кредиторов в установленном законом порядке. Считает, что завершение конкурсного производства преждевременно при наличии имущества, которое не оценивалось и не предлагалось к продаже. По мнению заявителя, в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий должника ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами. В настоящее время допущенные нарушения не устранены, что влечет невозможность погашения требований по обязательным платежам. Уполномоченный орган не согласен с выводами судов о том, что на собрании кредиторов 30.11.2009 принято решение о завершении конкурсного производства, а также о передаче имущества мобилизационного назначения собственнику имущества. Просила приобщить к материалам дела письмо ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю, свидетельствующее о непередаче в установленном порядке собственнику мобилизационного имущества должника.
В отзыве на кассационную жалобу исполняющий обязанности конкурсного управляющего предприятия просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель налогового органа доводы жалобы поддержала в полном объеме, дав по ним пояснения, а исполняющий обязанное!и конкурсного управляющего должника, представители ФГУП "ПО "Амурмаш", ОАО "ДЭК", ОЛО "ДГК", ОЛО "Амурское предприятие торювой техники", Правительства Хабаровского края, считая их несостоятельными, просили судебные акты оставить без изменения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (в редакции, применимой к открытой до 01.01.2009 процедуре банкротства) конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
Арбитражными судами установлено, что после открытия конкурсного производства в отношении предприятия решением от 13.12.2006 его срок неоднократно продлевался по ходатайству арбитражного управляющего (определения от 19.12.2007, от 17.06.2008, от 23.12.2008, от 16.06.2009).
17.11.2009 и.о.конкурсного управляющего ФГУП "ПО "Амурмаш" заявлено ходатайство о завершении конкурсного производства в отношении должника.
Согласно пункту 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Рассмотрев отчет и.о. конкурсного управляющего Комарова В.Л., арбитражные суды обеих инстанций установили, что в ходе процедуры конкурсного производства трижды проводилась инвентаризация должника, по итогам которой сформирована конкурсная масса балансовой стоимостью 527169000 руб, Часть имущества оценена и его рыночная стоимость составила 167886000 руб. (имущество для внесения в уставный капитал ОАО "Амурский комбинат", оценка 100% пакета обыкновенных акций ОАО "Амурский комбинат" и части объектов балансовой стоимостью свыше 100000 руб., оценка объекта социального назначения -недостроенный крупнопанельный дом); исключено из конкурсной массы имущество балансовой стоимостью 212616000 руб. (исключенное из оборота, списанное в связи с физическим износом). Задолженность первой очереди отсутствует; вторая очередь в размере 2063952 руб. 07 коп. погашена полностью; задолженность перед кредиторами третьей очереди погашена частично - 11,9%; также удовлетворены требования по капитализированным платежам.
В отношении недвижимого имущества, закрепленного за должником на праве хозяйственного ведения, представлены сводные сведения, в том числе указана балансовая и остаточная стоимость каждого объекта, статус и основания присвоенного статуса. Нереализованное и непрошедшее оценку имущество подразделено на: выведенное из оборота (имущество мобилизационного назначения); списанное (снятое с реестра в 2009 году); переданное в муниципалитет (стоит на балансе тепловых сетей города).
Соблюдение конкурсным управляющим условий по передаче мобилизационного имущества собственнику в соответствии с требованиями статьи 132 Закона о банкротстве удостоверено судом имеющейся в деле перепиской, а также представленным договором хранения федерального имущества от 01.02.2010, по условиям которого ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю (собственник имущества) выступило в качестве поклажедателя, хранителем является ООО "Дальтехстрой". Договор заключен под отлагательным условием: права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанность хранителя принять имущество и право поклажедателя передать имущество на хранение, возникают с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о регистрации ликвидации предприятия. В приложении к договору перечислено имущество, значащееся в отчете арбитражного управляющего в качестве выведенного из оборота.
Обоснованность списания имущества и снятия с peecipa федерального имущества по состоянию на 2009 год обусловлена неликвидностыо данною имущества,. Сведений, опровергающих данное обстоятельство, в суд не представлено.
При передаче в муниципальную собственность социально значимых объектов недвижимости арбитражным судом нарушений пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве не установлено.
С учетом вышеизложенного, арбитражные суды пришли к выводу о том, что и.о.конкурсного управляющего Комаровым В.А. приняты необходимые меры по выявлению имущества должника, его оценки и реализации. Доказательств, свидетельствующих о наличии или возможном выявлении другого имущества должника, пополнении конкурсной массы и дальнейшей реализации имущества в целях проведения расчетов с кредиторами, участвующие в деле лица, в том числе ФНС России, судам обеих инстанций не представили. Принимая во внимание, что требования кредиторов не удовлетворялись в связи с недостаточностью имущества должника и считаются погашенными в силу пункта 9 статьи 142 Закона о банкротстве, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости завершения процедуры конкурсного производства.
Апелляционный суд обоснованно поддержал указанные выводы суда первой инстанции по мотиву нецелесообразности продления срока конкурсного производства, поскольку это повлечет увеличение расходов по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах завершение конкурсного производства в отношении ФГУП "ПО "Амурмаш" соответствует статье 149 Закона о банкротстве, установленным судами обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии решения собрания кредиторов о завершении конкурсного производства не принимаются судом кассационной инстанции, как не влияющие на выводы суда о наличии либо отсутствии оснований для завершения процедуры банкротства, так как этот вопрос разрешается с учетом результатов проведения конкурсного производства,
Пго же доводы о нарушении и.о.конкурсного управляющего норм Закона о банкротстве и ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, также подлежат отклонению как несостоятельные и не имеющие в данном случае правового значения. Признание действий конкурсного управляющего незаконными не препятствует рассмотрению судом вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника по правилам статьи 149 Закона о банкротстве.
Ссылка уполномоченного органа на наличие нереализованного имущества противоречит установленным судами фактическим обстоятельствам дела. В частности, в ходе решения вопроса о завершении конкурсного производства доказательств наличия реальных источников для формирования конкурсной массы в материалы дела не представлено, ликвидного имущества и денежных средств у должника судом не выявлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
По смыслу статей 90, 96 АПК РФ в связи с рассмотрением кассационной жалобы ФПС России и принятием судом кассационной инстанции настоящего постановления подлежат отмене принятые определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2010 обеспечительные меры в виде запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш".
Руководствуясь статьями 90, 96, 284, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Определение от 15.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу N А73-7782/2003 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительную меру в виде запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Федерального государственного унитарного предприятия
"Производственное объединение "Амурмаш", принятую определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2010, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд обоснованно поддержал указанные выводы суда первой инстанции по мотиву нецелесообразности продления срока конкурсного производства, поскольку это повлечет увеличение расходов по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах завершение конкурсного производства в отношении ФГУП "ПО "Амурмаш" соответствует статье 149 Закона о банкротстве, установленным судами обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
...
Пго же доводы о нарушении и.о.конкурсного управляющего норм Закона о банкротстве и ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, также подлежат отклонению как несостоятельные и не имеющие в данном случае правового значения. Признание действий конкурсного управляющего незаконными не препятствует рассмотрению судом вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника по правилам статьи 149 Закона о банкротстве.
...
По смыслу статей 90, 96 АПК РФ в связи с рассмотрением кассационной жалобы ФПС России и принятием судом кассационной инстанции настоящего постановления подлежат отмене принятые определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2010 обеспечительные меры в виде запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2010 г. N Ф03-1109/2010 по делу A73-7782/2003
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании