Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 марта 2010 г. N Ф03-1126/2010
по делу N А37-3155/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Ольского района Магаданской области на решение от 24.12.2009 по делу N А37-3155/2009 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области, к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское", о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления от 10 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 г.
Прокурор Ольского района Магаданской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" (далее - МУП ЖКХ "Ольское", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В суде апелляционной инстанции дело повторно не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе прокурора Ольского района Магаданской области, полагающего, что судом нарушены нормы процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о привлечении МУП ЖКХ "Ольское" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению прокурора Ольского района Магаданской области, правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся, и считается оконченным в момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. МУП ЖКХ "Ольское" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Ольского района Магаданской области проведена проверка МУП ЖКХ "Ольское" по вопросам соблюдения действующего законодательства при осуществлении деятельности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона.
12.11.2009 прокурором Ольского района Магаданской области в отношении предприятия вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксировано осуществление МУП ЖКХ "Ольское" деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в Ольском районе Магаданской области без соответствующей лицензии.
Прокурор Ольского района Магаданской области в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП ЖКХ "Ольское" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.
Вступившим в законную силу решением Ольского районного суда Магаданской области от 10.08.2009 по делу N 2-1092/09 по иску прокурора Ольского района Магаданской области об обязании МУП ЖКХ "Ольское" получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, имеющим в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлен и не подлежит доказыванию факт осуществления МУП ЖКХ "Ольское" деятельности, подлежащей лицензированию, и необходимость получения соответствующей лицензии.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела лицевые счета ответственных квартиросъемщиков, договор N 180-п аренды земель для несельскохозяйственных нужд, и установив, что предприятие в период с 01.06.2008 по 31.10.2009 осуществляло деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных расходов, и предприятием не предприняты достаточные меры, направленные на получение лицензии, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МУП ЖКХ "Ольское" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса российской федерации об административных правонарушениях", при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В пункте 14 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Ольского районного суда Магаданской области от 10.08.2009, заявителем по которому являлся прокурор, МУП ЖКХ "Ольское" установлен срок до 01.10.2009 для получения соответствующей лицензии, в связи с чем суд правомерно исчислял срок давности привлечения к административной ответственности с 01.10.2009.
Поскольку заявление прокурора о привлечении предприятия к административной ответственности поступило в Арбитражный суд Магаданской области только 20.11.2009, которое определением суда первой инстанции от 24.11.2009 оставлено без движения, а обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, устранены лишь 14,12.2009, в связи с чем указанное заявление о привлечении к административной ответственности принято к производству только 16.12.2009, и дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 24.12.2009, суд пришел к обоснованному выводу о том, что к моменту рассмотрения судом представленных прокурором материалов проверки и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истекли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований прокурора Ольского района Магаданской области о привлечении МУП ЖКХ "Ольское" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанций отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.12.2009 по делу N А37-3155/2009 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку заявление прокурора о привлечении предприятия к административной ответственности поступило в Арбитражный суд Магаданской области только 20.11.2009, которое определением суда первой инстанции от 24.11.2009 оставлено без движения, а обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, устранены лишь 14,12.2009, в связи с чем указанное заявление о привлечении к административной ответственности принято к производству только 16.12.2009, и дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 24.12.2009, суд пришел к обоснованному выводу о том, что к моменту рассмотрения судом представленных прокурором материалов проверки и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истекли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований прокурора Ольского района Магаданской области о привлечении МУП ЖКХ "Ольское" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2010 г. N Ф03-1126/2010 по делу N А37-3155/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании