Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2010 г. N Ф03-581/2010
по делу A51-10077/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от Управления градостроительства и архитектуры г.Владивостока; Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока - Попова С.Б., представитель по доверенностям от 11.01.2010 N 12/4-13 и от 28.12.2009 N 27/1-2031; от 3-его лица: ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод" - Беликов А.В., представитель по доверенности от 04.02.2008 б/н; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нагервадзе Нодари Исмайловича, на решение от 11.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009, по делу N А51-10077/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Нагервадзе Нодари Исмайловича, к Управлению градостроительства и архитектуры г.Владивостока, Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, 3-е лицо: ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод", о признании незаконным распоряжения и изменении проекта границ земельного участка.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2010 г, Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2010 г.
Решением от 11.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009, Арбитражный суд Приморского края отказал индивидуальному предпринимателю Нагервадзе Подари Исмайловичу (далее - предприниматель) в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее - УМИГА) от 16.01.2008 N 116 "Об утверждении проекта границ земельного участка в г. Владивостоке ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод", а также в обязании изменить проект границ земельного участка, утвержденного ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод", исключив из него земельный участок, выделенный предпринимателю Нагервадзе Н.И. распоряжением УМИГА от 26.08.2008 N 1966.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод".
Предприниматель Нагервадзе Н.И. обжаловал указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу администрация города Владивостока и ОАО "ВБЩЗ" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительным распоряжения от 16.01.2008 N 116 "Об утверждении проекта границ земельного участка в городе Владивостоке ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод" необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту; нарушение оспариваемым распоряжением прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального права сводятся к тому, что при вынесении спорного распоряжения от 16.01.2008 N 116 администрацией города Владивостока не соблюдены требования законодательства о недрах.
Между тем, Закон Российской Федерации "О недрах" регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Таким образом, законодательство о недрах не регулирует правоотношения по предоставлению в аренду или в собственность спорного земельного участка, следовательно, довод заявителя жалобы о несоблюдении законодательства о недрах при принятии оспариваемого ненормативного акта, является несостоятельным и не может служить основанием для признания оспариваемого ненормативного акта не соответствующим закону.
Кроме того, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемым распоряжением не нарушены права предпринимателя.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу части 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В отношении испрашиваемого предпринимателем земельного участка решение о предварительном согласовании места размещения объекта вынесено 05.07.2006, следовательно, срок его действия истек 05.07.2009.
Не получив распоряжение о предоставлении в аренду спорного земельного участка, предприниматель возвел на нем самовольные постройки, разрешение на строительство которых и ввод в эксплуатацию отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает права предпринимателя, поскольку никаких прав у него в отношении испрашиваемого земельного участка не возникло.
Поскольку доводы, приведенные предпринимателем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 11.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 по делу N А51-10077/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу части 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2010 г. N Ф03-581/2010 по делу A51-10077/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании