Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оськиной Ю.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ГУ_главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области фио на решение Симоновского районного суда города Москвы от 28 января 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области от 11.03.2021 в части невключения подсчет специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы К. с 16.07.2014 по 09.01.2020
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы К. с 16.07.2014 по 09.01.2020;
установила:
К. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-Главному управлению ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, просила признать незаконным решение пенсионного органа от 11.03.2021 в части исключения из специального стажа периода работы с 16.07.2014 по 09.01.2020 в должности медицинской сестры палатной "... " Департамента труда и социальной защиты населения и включением данного периода работы в специальный стаж. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, а также пенсионного законодательства.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя пенсионного органа фио, которая доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, выслушав объяснения истца К, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения, исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика не имеется.
В соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, 22.10.2020 К. обратилась в ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-Главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 11.03.2021 К. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 22 года 8 месяцев 14 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 96, 459.
Согласно оспариваемому решению, в стаж истца К. не засчитаны на соответствующих видах работ периоды:
с 02.10.2007 по 31.10.2008, с 06.09.2012 по 30.09.2013 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (согласно разъяснению N 5, утвержденного Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, период отпуска по уходу за ребенком включается в стаж на соответствующих видах работ до 06.10.1992);
с 01.08.1993 по 01.09.1993, с 01.08.1994 по 15.08.1994, с 13.03.1997 по 11.04.1997 - отпуска без сохранения заработной платы, так как данные отвлечения не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516;
с 16.07.2014 по 09.01.2020 - медицинская сестра палатная отделения милосердия в ***, так как учреждение не предусмотрено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. Индивидуальные сведения сданы без кода льготы и ставки.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями истец полагала, что имеет право на включение периода работы в ***, в Государственном бюджетном учреждении города Москвы в специальный стаж, поскольку её работа связана с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья.
Разрешая спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований К. о признании подлежащим включению в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 16.07.2014 по 09.01.2020 в ГБУ *** Департамента социального защиты населения города Москвы в должности медицинской сестры палатной Отделения милосердия, суд первой инстанции исходил из положений устава данного учреждения, относящих его к числу государственных стационарных учреждений социального обслуживания, предназначенных для постоянного, пятидневного, временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов I, II групп в возрасте старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в том числе страдающих психическими расстройствами. С учетом полного соответствия функций Пансионата для ветеранов труда N 1 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, отраженных в уставе функциям дома-интерната для престарелых и инвалидов, суды пришел к выводу о соответствии данного учреждения наименованию "дом-интернат для престарелых и инвалидов", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 31 раздела "Наименование учреждений" постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе дома-интернаты для престарелых и инвалидов; а разделом "Наименование должностей" средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра палатная (постовая).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утратившего силу с 01.01.2015, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
На основании Номенклатуры учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденной Письмом Министерства труда Российской Федерации от 05.01.2003 N 30-ГК, к числу стационарных учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.
В соответствии с п. 6, дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2007 "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", которым установлены виды учреждений социального обслуживания (п. 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (п. 4.3.21), дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (п. 4.3.22).
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 558-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2009 "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", в п. 4.1.2.7 которого перечислены типы учреждений социального обслуживания, среди которых - учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях. К учреждениям стационарного социального обслуживания отнесены дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (п. 4.2.1).
Приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 258н утверждена Примерная номенклатура организаций социального обслуживания, к числу которых отнесены дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.
В соответствии с Уставами ГБУ г. Москвы *** Департамента социальной защиты населения города Москвы, утвержденными приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 30.05.2011 N 1100, от 23.05.2014 N 521, от 30.12.2014 N 1108, от 22.09.2015 N 792 Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий города Москвы в сфере социальной защиты населения. Учреждение предназначено для оказания услуг стационарного социального обслуживания на условиях постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания и социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп в возрасте 18 лет, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию (в том числе страдающим психическими расстройствами) и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Учреждение осуществляет постоянное, временно (сроком до 6 месяцев) стационарное социальное обслуживание получателей услуг в отделениях общего и специализированного профиля (в том числе в отделениях милосердия), осуществляемое путем их предоставления.
В соответствии с Положением о *** Департамента социальной защиты населения города Москвы (государственное учреждение), утвержденным приказом от 13 сентября 2007 N 353, Пансионат является государственным стационарным учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет, утративших по состоянию здоровья частично или полностью способность к самообслуживанию, а также оказания им комплексной медико-социальной помощи, так же пансионат предназначен для постоянного, пятидневного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, а также оказания им комплексной психиатрической медико-социальной помощи. Одной из основных целей деятельности Пансионата является организация ухода и надзора за престарелыми инвалидами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий (п.2.1.1). В соответствии с возложенными задачами Пансионат осуществляет, в том числе, функции по осуществлению медицинской деятельности, в том числе работ и услуг по оказанию первичной (доврачебной) медицинской помощи, диагностики, стационарной медицинской помощи и др. (п. 2.2.5).
Как усматривается из трудового договора от 15.07.2014 N 42, заключенного между Государственным бюджетным учреждением города Москвы *** (ГБУ ***) Департамента социальной защиты населения города Москвы и К. (л.д. 10-11), копии приказа от 15.07.2014 N 304-к о приеме на работу К. в отделение Милосердия на должность медицинской сестры палатной с 16.07.2014 (л.д. 90), представленных сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-ИЛС), копии личной карточки формы N Т-2 (л.д. 86-89), истец была принята на работу в Пансионат для ветеранов N1, работала по ставке должностного оклада, отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись, направлялась на курсы повышения квалификации, сведений о режиме труда неполного рабочего дня, неполной рабочей недели не имеется, прекратила работу в указанном учреждении 09.01.2020.
Согласно Положению об отделении Милосердия ГБУ ***, утвержденного приказом директора 11.01.2016, Отделение Милосердия является структурным подразделением ГБУ *** и предназначено для предоставления социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания.
Истцу К. выдана справка от 02.10.2020 N 28 *** Департамента социальной защиты населения города Москвы, уточняющая особый характер работ, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, содержащаяся в материалах пенсионного (выплатного) дела К, представленного ответчиком в заседании судебной коллегии.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов поданной ответчиком апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные К. требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что ***, в котором работала К. с 16.07.2014 по 09.01.2020 в должности медицинской сестры палатной, не является учреждением здравоохранения, судебная коллегия признает необоснованными. Пунктом 31 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Судом на основании устава учреждения установлено, что оно является учреждением социального обслуживания, его функции полностью соответствуют функциям дома-интерната для престарелых и инвалидов. Таким образом, приведенные доводы апелляционной жалобы, являвшиеся предметом проверки судом первой инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 28 января 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.