Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Удова Б.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Юдиной Е. В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В.
гражданское дело по апелляционному представлению Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио
на решение Пресненского районного суда адрес от 22 сентября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к адрес клиринговая палата" о признании действий по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными, запрете взимания платы (таксы ZZ) с пассажиров, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к адрес клиринговая палата", просит суд признать действия адрес клиринговая палата" по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными и запретить адрес клиринговая палата" взимать плату (таксы ZZ) с пассажиров. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по поручению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка, по результатам которой установлено, что адрес клиринговая палата" при продаже авиабилетов пассажирам взимает с них плату в размере сумма (такса ZZ). Полагает, что данные действия ТКП являются незаконными.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Из материалов дела усматривается, что решение по существу заявленных требований постановлено без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица владельца специально разработанного программного обеспечения, на базе которого осуществляется оформление стандартных перевозочных документов с использованием нейтрального бланка системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) - адрес "Сирена-Тревэл", чьи права затронуты применением оспариваемой таксы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить судебное решение как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права.
Определением от 06.07.2022 судебная коллегия Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, одновременно привлекла к участию в деле адрес "Сирена-Тревэл" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В заседании судебной коллегии при рассмотрении исковых требований по правилам суда первой инстанции представители Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио, фио, фио, представитель третьего лица Роспотребнадзора по доверенности фио, представитель третьего лица Министерства транспорта РФ по доверенности фио доводы и требования искового заявления поддержали.
Представители ответчика адрес клиринговая палата" по доверенности фио, фио, фио, представитель ответчика по ордеру адвокат фио в заседании судебной коллегии против удовлетворения требований иска возражали.
Представитель третьего лица адрес "Сирена-Тревэл" по доверенности фио в заседании судебной коллегии оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка, по результатам которой установлено, что пассажиры, приобретая авиабилеты, оформленные в установленном порядке с использованием нейтрального бланка системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) с использованием программного обеспечения, предоставленного адрес "Сирена-Тревэл", оплачивают адрес клиринговая палата" плату в размере сумма (такса ZZ).
Также судом установлено, что ответчик адрес клиринговая палата" является участником и исполнительным органом системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ).
Из положений Устава адрес следует, что данное общество было образовано решением общего собрания учредителей 18 июля 1994 года с целью эффективного осуществления и совершенствования взаиморасчетов между участниками и субъектами системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, удовлетворения общественных потребностей в услугах и работах, и извлечения прибыли.
К числу видов деятельности общества относятся, в том числе: организация, проведение и совершенствование взаиморасчетов по выручке за перевозки пассажиров, багажа, почты, грузов, за страхование пассажиров, багажа, почты, грузов и другие услуги между участниками и субъектами системы взаиморасчетов.
Основным нормативным документом в СВВТ, определяющим цель и назначение СВВТ, состав ее участников, органов управления и процедуры принятия решений является Положение о системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (утв. Решением VIII Конференции участников Системы взаиморасчетов от 12-13.09.2019).
Согласно разделу 2 Положения о СВВТ основными задачами СВВТ являются: предоставление стандартизированных услуг по организации продажи пассажирских перевозок и дополнительных услуг (далее - перевозки/услуги) аккредитованными агентствами на электронных билетах СВВТ и электронных документах СВВТ (далее - сток СВВТ) и обеспечения полных, своевременных расчетов за проданные перевозки/услуги с участниками и партнерами СВВТ в соответствии с принятыми стандартами, правилами, процедурами и технологиями;
упрощение процедур продажи перевозок/услуг, стандартизации технологий, формирования отчетности и осуществления расчетов между участниками и партнерами Системы;
сокращение расходов участников и партнеров Системы на содержание собственных сетей продажи перевозок/услуг, сокращение расходов участников и партнеров при осуществлении продажи - перевозок/услуг через сеть аккредитованных агентств в СВВТ оптимизация процессов организации взаиморасчетов за проданные перевозки/услуги и информирование о состоянии расчетов участников и партнеров Системы; снижения рисков потерь выручки, а также рисков, связанных с финансовой несостоятельностью участников и партнеров Системы взарморасчетов.
Положением о СВВТ установлен перечень участников Системы взаиморасчетов: авиакомпании (перевозчики), заключившие с адрес стандартные договоры об организации продажи воздушных перевозок и услуг на электронных билетах СВВТ проведении расчетов; аккредитованные агентства, заключившие с адрес стандартные договоры о продаже перевозок и услуг.
Партнерами Системы взаиморасчетов являются: автоматизированные системы бронирования (АСБ), провайдеры и поставщики дополнительных услуг, услуг железнодорожных перевозок, агенты по продаже железнодорожных перевозок.
адрес, являясь исполнительным органом СВВТ, осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов (СПД) и электронных билетах Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам.
В состав системы взаиморасчетов на воздушном транспорте входят авиакомпании, аккредитованные агентства, заключившие соответствующие договоры об организации продажи на стандартных перевозочных документах и расчетах за воздушные перевозки на рейсы авиакомпаний с адрес, которое, тем самым, являясь исполнительным органом СВВТ, осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов (СПД) и электронных билетах СВВТ, а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам.
В соответствии с Приказом ТКП N 17 от 16.03.2001 г. при приобретении пассажирами авиабилетов с использованием СПД СВВТ с пассажира взимается плата в размере сумма - такса "код ZZ", которая введена с 01.04.2001 г.
Решением Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам N 63 от 04 апреля 2001 года одобрена проводимая ТКП работа, по организации взаиморасчетов по международным технологиям, а по вопросу введения спорной таксы решено согласиться с ее введением и рекомендовать Совету директоров ГКП в своей дальнейшей работе, связанной с решением вопросов финансирования системы взаиморасчетов, подобные вопросы рассматривать на совместных заседаниях Комитета перевозчиков НСАВ и Совета директоров ТКП; поручить ТКП представить перевозчикам юридическое обоснование того, что такса ТКП не попадает в налогооблагаемую базу авиакомпаний; предложить ТКП подготовить к заседанию Комитета перевозчиков НСАВ информацию о величине сборов, взимаемых агентствами при оформлении авиаперевозок.
Руководство по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ от 22 октября 2015 года содержит определение стоимости билета итоговой суммы по билету, согласно, которому это сумма, состоящая из провозной платы и дополнительных плат (сборов/ такс), указываемая в строке "итого" перевозочного документа.
Такса "код ZZ" данным руководством определена как плата по услугам, которая включает в себя оплату пассажирами комплексных услуг ТКП по удостоверению договора воздушной перевозки и может включать оплату пассажирами информационных услуг автоматизированных распределительных систем (далее РАС) при оформлении воздушной перевозки в нейтральном сеансе.
Сбор/Такса "код ZZ", в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России N 155 от 25.09.2008г.
Также судом установлено, что взаимоотношения перевозчиков и адрес урегулированы стандартным договором ОПР-2000 об организации продажи воздушных перевозок и услуг на электронных билетах СВВТ и проведении расчетов (Стандартный договор ОПР-2000).
адрес, выполняя свои обязанности по договору с перевозчиком, в целях надлежащего оформления перевозок с использованием СПД СВВТ, оказывает пассажиру услуги в момент оформления электронного билета.
Оказывая услуги пассажирам, адрес несет расходы, которые не компенсируются перевозчиком, но включаются с согласия перевозчика в совокупную стоимость билетов, приобретаемых пассажирами (в виде таксы такса "код ZZ", которая не является доходом перевозчиков), о чем прямо указано в Стандартном договоре об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах СВВТ.
Такса "код ZZ" в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России N 155 от 25.09.2008г, зарегистрирована в центре расписания и тарифов и введена в систему.
Такса "код ZZ" регистрируется в установленном порядке. Ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до аккредитованных агентств - участников СВВТ. Информация о размере таксы такса "код ZZ", правилах ее оформления автоматически отражается при оформлении билета в системе бронирования.
Такса "код ZZ" указывается непосредственно в электронных билетах СВВТ, а ее взимание производится агентствами, аккредитованными в ТКП, за услуги, оказываемые ТКП непосредственно в пользу пассажиров в рамках Стандартных договоров, заключенных между ТКП и аккредитованными агентствами.
Такса "код ZZ" указывается в итоговой стоимости авиабилета, доходом перевозчика не является, и не относится к провозной плате. Расходы, которые несет адрес, по согласованию с перевозчиками включаются в итоговую стоимость авиабилетов.
Из материалов дела следует, что адрес по поручению авиакомпании при оформлении покупателям (пассажирам) электронного билета, оказывает следующие услуги: удостоверение договора воздушной перевозки, оформленного с использованием электронного билета СВВТ, уникальный номер которого принадлежит адрес; формирование электронной записи о заключении договора воздушной перевозки; обеспечение сохранности электронной записи в центре электронного билетооформления; предоставление пассажиру информации, содержащейся в электронной записи, соответствующей заключенному им с перевозчиком договору перевозки, в частности о правилах перевозки, маршруте, времени вылета, стоимости перевозки, возможности получения выписки /маршрутной квитанции/ электронного билета на бумажном носителе; организация доступа пассажиров к процессинговому центру по оплате перевозки.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, сторона истца, а также третьи лица указывали, что такса "код ZZ" установлена не перевозчиком, а на основании приказа адрес (приказ от 01.08.2018 N 28/2 "Об утверждении стоимости услуг адрес, оказываемых пассажиру при оформлении договора воздушной перевозки на электронном билете СВВТ в автоматизированных распределительных системах") и взимается за оказание пассажиру комплексной услуги при оформлении перевозки посредством электронного билета СВВТ в аккредитованных автоматизированных распределительных системах. Между тем, в рамках Стандартного договора ОПР-2000 перевозчики не уполномочивали ответчика по оказанию пассажирам комплексной услуги. Также истцом указано, что специальными правовыми нормами установлен состав провозной платы, устанавливаемый перевозчиком и не подлежащий расширительному толкованию. Так, в провозную плату включены: тарифы, сборы, плата за услуги повышенной комфортности. Ни к одному из видов названных элементов провозной платы такса "код ZZ" не относится, в связи с чем ее взимание с пассажиров является необоснованной.
В соответствии со ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно разделу 3 адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.
Согласно адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г, регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
За оказание уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом взимается дополнительная плата.
Согласно абз. 8 п. 1 Приказа от 08 ноября 2006 года N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Пунктом V части 1 данного Приказа определено, что уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер.
Согласно п. "а" части 2 указанного нормативного акта, содержание электронного билета включает в себя маршрутную квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
Маршрутная квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.
Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что указанными нормативными правовыми актами именно перевозчику предоставлено право установления стоимости перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.
Между тем, из существа изложенных выше нормативных правовых актов не следует прямого запрета на взимание плат за оказание услуг.
В соответствии с адрес авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82), для оформления перевозочных документов и документов об оплате платежей могут применяться собственные документы перевозчика и (или) документы, выпущенные по договору с перевозчиками другой организацией, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.
Этой норме корреспондируют положения Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", которым также предусмотрено, что электронные билеты могут оформляться организациями, обеспечивающими осуществление взаиморасчетов между авиаперевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.
Таким образом, услуга по выпуску и оформлению перевозочных документов и документов об оплате платежей оказывается пассажиру однократно, ее оказывает либо сам перевозчик (авиакомпания), либо организация, обеспечивающая осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, применительно к настоящему гражданскому спору - в случае использования СПД СВВТ в качестве такой организации выступает ответчик адрес.
Приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" предусматривает, что каждый авиабилет должен иметь уникальный номер, при этом уникальный номер электронного билета перевозчика содержит международный трехцифровой код перевозчика и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер, а при отсутствии у перевозчика трехцифрового кода перевозчика он заменяется двухсимвольным кодом перевозчика; уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер. Кодами ТКП на электронных билетах СВВТ являются коды 610-619. При этом вышеуказанные электронные билеты полностью соответствуют Приказу Минтранса от 08.11.2006г. N134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".
Таким образом, электронно-цифровая запись об условиях договора перевозки в базе данных, а также указание в электронном билете СВВТ уникального номера, принадлежащего адрес, является подтверждением оказания услуг пассажиру по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.
Формирование электронного билета СВВТ, по смыслу ч. 2 ст. 105 ВК РФ, подтверждает факт оказания ТКП услуг по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.
Разрешая исковые требования по существу, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов истца об отсутствии у ответчика компетенции по оказанию пассажирам комплексной услуги (по оформлению договоров перевозки на электронных билетах СВВТ с использованием автоматизированных систем бронирования), поскольку полномочия по оказанию названной комплексной услуги, связанной с необходимостью оформления договоров перевозки с использованием электронных билетов, надлежащим образом делегированы перевозчиками в пользу адрес на основании Стандартного договора ОПР-2000.
Так, согласно п. 3.6 Стандартного договора ОПР-2000 об организации продажи воздушных перевозок и услуг на электронных билетах СВВТ и проведении расчетов (Стандартный договор ОПР-2000) при оформлении договоров перевозок на электронных билетах СВВТ за выполнение ТКП переданных перевозчиком обязанностей в соответствии с п. 2.1.33 настоящего Договора аккредитованными агентствами в составе итоговой стоимости за перевозку с пассажиров взимается такса (код ZZ) в пользу ТКП, в размере, установленном ТКП, с отражением в электронном билете в соответствии с нормативно-технологическими документами СВВТ.
В соответствии с п. 2.1.33 Стандартного договора ОПР-2000 ответчик выполняет для пассажира переданные перевозчиком обязанности по оформлению договоров перевозки на электронных билетах СВВТ с использованием автоматизированных систем бронирования, и определяет содержание услуги, а именно: присвоение уникального номера электронному билету с использованием комплекса программно-технических средств центра электронного билетооформления (ЦЭБ); формирование электронной записи о заключении договора воздушной перевозки в ЦЭБ; обеспечение сохранности электронной записи в ЦЭБ; предоставление пассажиру доступа к информации, содержащейся в электронной записи в ЦЭБ, соответствующей заключенному им с перевозчиком договору перевозки.
При этом, согласно адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
Таким образом, оказание ответчиком вышеприведенной комплексной услуги регламентировано на основании Стандартного договора ОПР-2000, а также соответствует адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, то опровергает доводы истца в вышеприведенной части.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводами истца о противоречии таксы (код "ZZ"), установленной ответчиком, действующему законодательству, относящему полномочия по установлению провозной платы к исключительной компетенции перевозчика.
Так, в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса РФ и "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", утв. приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком (п. 5); пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за оформление билета и проч, условия применение тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа (п. 11).
В соответствии с п. 42 "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", утв. приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, стоимость перевозки рассчитывается на основе применяемых тарифов, их комбинаций, сборов, предусмотренных настоящими Правилами.
Аналогичное положение предусмотрено вышеприведенным адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
Указанные правовые положения свидетельствуют о формировании итоговой провозной платы из совокупного применения тарифов, сборов, стоимости перевозки, в то время как в силу положений ст. 64 Воздушного кодекса РФ к компетенции перевозчиков отнесены полномочия по установлению тарифов, сборов и условий их применения по маршрутам, являющиеся основой для расчета величины провозной платы по конкретному маршруту, но не итоговая провозная плата в трактовке фиксированной единицы. Аналогичный вывод следует из вышеприведенных правовых положений, обязывающих регистрировать и публиковать не провозную плату, а отдельные тарифные сборы, сведения о которых входят в состав тарифной информации.
Кроме того, как следует из материалов дела, взымаемая такса (код "ZZ") в сумме сумма не входит в состав провозной платы, указанной в перевозочных документах (билетах), право на установление которой предоставлено перевозчику, а входит в стоимость билета, понятие которой содержится в Руководстве по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ. Запрета на взимание этой стоимости которого нормами права не установлено.
Таким образом, такса взимается за понесенные расходы, связанные с продажей билетов, при этом стоимость проезда из одного пункта в другой при этом не изменялась. Оспариваемая такса (код "ZZ") не является доходом перевозчика, следовательно, не относится к провозной плате и является платой за оказанные адрес пассажиру услуги по оформлению билета, а ее указание в электронном билете в строке "сборы" предусмотрено Руководством по оформлению стандартных перевозочных документов СВВТ, утвержденным решением Комитета перевозчиков НСАВ от 22 октября 2015 года N 169 и, кроме того, не противоречит Федеральным авиационным правилам, утвержденным Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82, Приказу Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 N 134.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов истца, в то время как взимание таксы (код "ZZ") ответчиком, оказывающим пассажирам услуги по оформлению договоров перевозки на электронных билетах СВВТ с использованием автоматизированных систем бронирования не противоречит вышеприведенному законодательству и регламентировано положениями Стандартного договора ОПР-2000, а также адрес правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82. адрес предоставляет надлежащим образом информацию до потребителей о наличии, существе взимаемой таксы по коду "ZZ". Потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета. При этом, суд учитывает, что плата взимается за оказанные услуги, которые являются технологической частью обязательств перевозчиков по договорам авиаперевозок, которые не может оказывать сам перевозчик в случае, когда билет продается не на бланке авиакомпании. Учитывая изложенное, обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц, заявленные в исковом заявлении, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли, что влечет отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Также суд считает возможным согласиться с доводами ответчика о наличии оснований для применения к заявленному спору последствий пропуска истцом срока исковой давности.
Так, согласно п. 1 ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года N 15 и Постановления Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (действовавшего на момент вынесения решения), если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как отмечалось выше, взимание таксы (код "ZZ") в пользу адрес за оказываемые пассажиру услуги введено на основании приказа ТКП N 17 от 16.03.2001 и одобрено НСАВ СВВТ 04.04.2001.
Настоящее исковое заявление подано в суд в марте 2021 году.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. Начало течения десятилетнего срока является день нарушения права. Для целей истечения указанного срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите такого права, и указанный срок не может быть восстановлен.
Поскольку установленный ст. 196, 200 ГК РФ срок исковой давности к дате подачи иска истек, равно как 10-летний срок, указанный в п. 2 ст. 196 ГК РФ, то указанные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований. Ссылки истца на исчисление срока исковой давности исключительно с даты вынесения ответчиком приказа от 01.08.2018 N 28/2 об увеличении размера таксы (код "ZZ") до сумма, с учетом введения с 2001 года таксы, о признании которой неправомерной заявлено в иске без привязки к конкретной цене, признаются судебной коллегией несостоятельными. При таких обстоятельствах, последующее увеличение таксы, действующей с 2001 года, не исключает оснований для применения судом последствий пропуска срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 22 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое судебное постановление.
В удовлетворении исковых требований Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к адрес клиринговая палата" о признании действий по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными, запрете взимания платы (таксы ZZ) с пассажиров - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.